Методологические вопросы

Содержание главы:

1. Формальная психология как наука и ее место среди наук о человеке

1.1. Предмет и объект науки

1.1.1. Абстрактные объекты науки

1.1.2. Индивидуальный объект науки

1.1.3. Генетический и аксиоматический метод в науке

1.2. Научная модель и научная теория

1.2.1. Научная модель

1.2.2. Аксиоматическая модель

1.2.3. Математическая модель

1.2.4. Неполнота научных моделей->

1.2.5. Семейство научных моделей->

1.2.6. Принцип произвольности научных моделей->

1.2.7. Научная теория

1.2.7.1. Исходные основания теории, концептуальный базис

1.2.7.2. Логика теории

1.2.8. Объект формальной психологии

1.2.8.1. Концептуальный фрейм

1.2.9. Предмет формальной психологии->

1.3. Формальная психология как психологическая наука

1.4. Формальная психология и формальная логика->

1.5. Формальная психология и Искусственный Разум->

2. История возникновения и развития формальной психологии->

2.1. Состояние до возникновения формальной психологии->

2.2. Возникновение формальной психологии->

2.3. Формальная психология первого поколения->

2.4. Формальная психология второго поколения->

 

1. Формальная психология как наука и ее место среди наук о человеке Мы не знаем кто первым ввел термин 'формальная психология' в нашей стране, по поводу науки о психической жизни человека, основанной на аксиоматическом методе. Поскольку понимание наук зачастую связано с неточным, приблизительным представлением о системе наук вообще и об их взаимоотношениях - в частности, мы начем изложение с некоторых принципиальных положений, касающихся логической структуры научных теорий и процесса научного исследования.

1.1. Предмет и объект науки

1.1.1. Абстрактные объекты науки

Абстрактные объекты науки - это средства для характеристики объективно-реальных индивидуальных процессов описываемой области. Более строго абстрактная система объектов понимается как все множество возможных интерпретаций, объядиняющее логические модели. Наряду с индивидуальными процессами мы получаем построенные под определенным углом зрения модели, обобщаемые понятием абстрактной системы объектов.

1.1.2. Индивидуальный объект науки

Индивидуальных объект является представителем абстрактного объекта. Совокупность индивидуальных объектов научного исследования и есть объект науки. Абстрактная же система объектов или система абстрактных объектов образует предмет науки.

1.1.3. Генетический и аксиоматический метод в науке

Под "генетическим моделированием" мы будем понимать систему правил-рекомендаций по получению нужной программной модели не непосредственным программированием, не явным описанием ее структуры, а постепенным "выращиванием" ее структуры и программной модели на основе правил корректировки Сценариев и Образов в процессе функционирования в "учебной среде".

Генетический подход в психологии описан в Л.С.Выготский "Психология развития человека",2005,"Метод исследования", с.245.

Сформулируем центральные проблемы теории Формальной Психологии (или Искусственного Разума):

1. Главная проблема: найти принципы генетического

моделирования всей психической структуры разумного

Индивида.

2. Следующая по важности проблема: найти принципы

генетического моделирования диалога, как порождения и

понимания вербальных сообщений в связи и двойственности этих

двух процессов. Начинать следует с изучения и моделирования

монолога и специфического диалога ребенка с матерью.

3. Выделить и описать основные структуры психической

организации разумного Индивида, такие как:

-- Сценарии и мета-Сценарии различных типов;

-- Образы.

По всем этим структурам поставить задачу их генетического

моделирования.

4. Описать основные принципы кодирования (мыслекода, по

Пинкеру) для всех декларативных и процедурных структур

организации разумного Индивида. Найти соотношение между

вербальными Образами и их значениями. Опыт Индивида и опыт

человечества.

5. Моделирование учебной среды, системы курсов, упражнений, задач, испытаний.

1.2. Научная модель и научная теория

1.2.1. Научная модель

Модель - это логическая конструкция, воспроизводящая те или иные характеристики исследуемого нами объекта при условии заранее определенных требований к соответствию этой конструкции объекту. Внутри множества моделей выделяют теоретические или идеальные модели (в отличие от моделей, представляющих собой физические, материальные объекты). В свою очередь, модели делятся на наглядные модели и модели логические, для которых не обязательно внешнее сходство с моделируемым объектом.

[Ю.В.Ивлев, "Логика", 2004.]

1.2.2. Аксиоматическая модель

Сущность аксиоматического метода состоит в своеобразном способе определить объекты и отношения между ними.

Предположим, что, изучая систему каких-то объектов, мы употребляем определенные термины, выражающие свойства этих объектов и отношения между ними. При этом мы не определяем ни сами объекты, ни эти свойства и отношения, а высказываем ряд определенных утверждений, которые должны для них выполняться.

Очевидно, эти утверждения выделяют из всевозможных систем объектов, их свойств и отношений между ними такие системы, для которых они выполнены. ... Делая логические выводы из аксиом, мы будем получать утверждения, истинные для любой системы объектов, удовлетворяющих данных аксиомам.

[П.С.Новиков, "Элементы математической логики",1973 г.]

1.2.3. Математическая модель

Прежде всего предложения теории следует распределить, принимая во внимание их дедуктивные взаимоотношения; те предложения, из которых остальные логически выводимы, следует принять за аксиомы (или постулаты).

Этот первый шаг будет выполнен только после того, как посредством аксиом будут выражены все свойства неопределяемых или технических терминов, существенные для вывода теорем. Тогда можно будет производя выводы, рассматривать технические термины как слова, сами по себе не имеющие смысла. Ибо утверждение, что они имеют значения, необходимые для вывода теорем и отличные от тех, которые можно вывести из аксиом, регулирующих употребление этих терминов, сводится к утверждению, что не все их свойства, существенные для выводов, выражены посредством аксиом. После того как таким образом искючены из рассмотрения значения технических терминов, мы пришли к точке зрения формальной аксиоматики.

Технические термины все еще обладают грамматическими свойствами: они являются существительными, прилагательными, глаголами и т.д. Кроме того, остаются еще обычные, или логические, термины, значения которых используются в выводах.

Пункт, на котором формальная аксиоматизация должна остановиться, фактически не определен, потому что не существует никакой абсолютной основы для различения тенических и обычных терминов.

Во всяком случае, мы еще не достигли нашей цели - высказать явно все условия, определяющие, какие предложения имеют место в теории. В самом деле, мы не установили, какими логическими принципами надлежит пользоваться при выводах. Как нам теперь хорошо известно, эти принципы различны для различных теорий.

Чтобы выразить их явно, необходим второй шаг, который дополняет предыдущий для так называемых технических терминов по отношению к неграмматической стороне их значений. Все значения всех слов исключены из рассмотрения, и все условия, регулирующие употребление этих слов в теории, явно высказаны. Логические принципы, прежде входившие неявно через значение обычных терминов, теперь будут введены в Действие - отчасти, может быть, при помощи новых аксиом, но во всяком случае, хотя бы частично, посредством правил, позволяющих вывести одну фразу из другой или других. Так как мы полностью абстрагировались от содержания или сущности, сохранив только форму, то мы будем говорить, что данная теория "формализована". Будучи формализованной, теория по своей структуре является уже не системой осмысленных предложений, а системой фраз, рассматриваемых как последовательность слов, которые, в свою очередь, являются последовательностями букв. Только по форме будем мы судить о том, какие сочетания слов являются фразами, какие фразы -

аксиомами и когда фразы вытекают в качестве непосредственных следствий из других.

Возможна ли такая формализация? В какой мере может быть формализована данная теория, это мы узнаем только после попытки формализации и изучения результатов.

То, что для математических теорий формализация возможна, во всяком случае, в весьма значительной мере, - это открытие, полученное в итоге длительного периода истории развития человеческого интеллекта.

[С.К.Клини, "Введение в метаматематику", ИЛ, 1957]

1.2.4. Неполнота научных моделей->

1.2.5. Семейство научных моделей->

1.2.6. Принцип произвольности научных моделей->

1.2.7. Научная теория

1.2.7.1. Исходные основания теории, концептуальный базис

Теория - это достоверное знание об определенной области действительности, являющееся моделью этой действительности и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Виды теоретических объектов.

"Гипотетические" объекты вводятся для объяснения явлений. Эти объекты мыслятся как реально существующие, но их правомерно отнести к теоретическим, поскольку они введены в теорию на основе мыслительной деятельности, и может оказаться, что в природе они не существуют, как не существует, например, флогистон и эфир.

"Идеализированные" объекты образуются при помощи особого приема познания, называемого "идеализацией". В процессе идеализации, на основе знания о существующих объектах создаются понятия об объектах, которые в действительности не существуют, да и не могут существовать, но которые в то же время в определенных отношениях сходны со своими прообразами. В основе идеализации чаще всего лежит способность некоторых признаков изменяться по степеням. Пример: точка в геометрии, идеальный газ в физике, свободная конкуренция в экономике.

"Абстрактные" объекты образуются посредством операции, которая называется абстрагированием. Примеры: "краснота", "судимость", "белизна", "транзитивность".

"Идеальные" объекты не имеют прообразов в реальной действительности. Они выступают в качестве особого инструмента познания. Примеры: "меридианы", "координаты", "ось вращения".

"Эмпирические" объекты являются фрагментами реальности.

"Теоретические" объекты в реальности не существуют.

Теоретические объекты не просто фрагменты действительности, а ее логические реконструкции. Эмпирические термины обозначают наблюдаемые объекты, тогда как теоретические - ненаблюдаемые. В теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает объяснение этим явлениям. [Ю.В.Ивлев, "Логика", 2004.]

Мы стремимся отграничить теории от философско-умозрительного объяснения тех или иных явлений.

Например, учение Э.Р.Мулдашева о том, что на Земле до человека современного существовали четыре расы, нельзя отнести к теориям по причине необоснованности.

Э.Р.Мулдашев,"От кого мы произошли",М.,2002.

... На Земле существовали 5 рас, 1-ая - саморожденные, имели рост 50-60 метров и один глаз, размножались путем деления; 2-ая - потом рожденные, имели тоже один глаз, рост - около 40 метров, размножались путем почкования и спор; 3-я - лемурийцы, имели кости, рост около 20 метров и превратились в ходе эволюции из четвероруких и двуликих в двуруких и одноликих; 4-ая - атланты, рост 6-8 метров, имели плотное тело, 5-я раса - арийцы, то есть современные люди, вначале были большого роста, а потом измельчали. Основанием для признания этих рас являются мифы и утверждения так называемых "посвященных".

1.2.7.2. Логика теории

В любой науке следует разграничивать два рода, используемых в ней понятий. Часть из них - это категории, имеющие общенаучный, а иногда и философский характер и выступающие в данной науке лишь частично, наряду с другими науками. Иначе говоря, одна эта наука не может претендовать на сколько-нибудь полное и всестороннее раскрытие сущности данной категории. Примером таким категорий могут выступать "система", "развитие", "деятельность".

Они входят в число конкретно-научных понятий, получают соответствующую интерпретацию в психологическом и тому подобных аспектах, на конкретном материале данной науки. Но нельзя до конца понять суть системности в языке, не обращаясь к понятию системы в других науках и к более общим методологическим основаниям понятия системы. Категории как раз и представляют собою те всеобщие формы деятельности субъекта, посредством которых вообще становится возможным связный опыт, т.е.

разрозненные восприятия фиксируются в виде знания. Категории могут быть философскими и собственно научными. Говоря о собственно научных категориях целесообразно различать в них категориальный аппарат формальной логики и категории, свойственные отдельным предметным областям. Но и последние остаются при этом категориями, не носят узко специлизированного характера: другое дело специализированное научное понятие как компонент научной теории.

В структуре той или иной науки, можно, таким образом, выделить понятия разного уровня - от наиболее общих философских категорий до конкретно-научных понятий. В психологии примером такой иерархии могут быть соответственно субъект (философская категория), понятие (логическая категория), деятельность (общенаучная категория), аффект (конкретно-научное понятие).

Различать эти уровни очень важно, когда мы стремимся установить объективную взаимосвязь соответствующих им сущностей внутри предмета данной науки. Но возможна и иная постановка вопроса - когда мы стремимся раскрыть сущность и качественное своеобразие той или иной категории, рассматривая ее во всем многообразии не только внутрипредметных, но и межпредметных или "надпредментных" связей и отношений, когда для нас важно раскрыть все те системы связей, в которых данная сущность может вступать, независимо от их "ведомственной принадлежности" предмету той или иной науки.

Научное знание в принципе едино и абсолютно, а место в нем предмета конкретной науки фактультативно и относительно.

Соответственно и научные специальности - это совсем не разные профессии, это - в силу ограниченности познавательных и творческих возможностей конкретного ученого и в силу различия сфер практического приложения научного знания - условная сфера деятельности данного ученого. В некоторые периоды развития науки появляется тенденция к сужению этой сферы до традиционного предмета той или иной науки, в другие - тенденция к ее расширению за его пределы и, соответственно, к появлению более широких предметных областей.

1.2.8. Объект формальной психологии

1.2.8.1. Концептуальный фрейм

Введем понятие "научного фрейма" как фиксированной системы параметров, описывающих тот или иной объект или событие.

Конкретные события, моделируемые в науке, обычно характеризуются по принципу научного фрейма. Так в отечествнной психологии наиболее часто используется "деятельностный научный фрейм": мы как бы задаем событию определенные вопросы и характеризуем это событие по данным параметрам как тот или иной акт деятельности или его компонент. Для "бихевиористского научного фрейма" на то же самое событие "накладываются" другие вопросы и соответственно оно с самого начала получает иную интерпретацию - как стимул или как реакция определенного рода.

Различные направления в формальной психологии рассматривают ее объект, через "призму" разных научных фреймов. Но во всех случаях, независимо от методологических подходов, диктующих нам тот или иной научный фрейм, в структуре этого фрейма обязательно или как правило представлены такие характеристики как процессуальность, субъект, объект.

1.2.9. Предмет формальной психологии->

1.3. Формальная психология как психологическая наука

В своем прикладном аспекте формальная психология связана со многими прикладными областями психологии: с

-- педагогической психологией

-- нейропсихологией

-- инженерной, космической и военной психологией

-- психологией труда и эргономикой

-- судебной и юридической психологией

1.4. Формальная психология и формальная логика->

1.5. Формальная психология и Искусственный Разум->

2. История возникновения и развития формальной психологии->

2.1. Состояние до возникновения формальной психологии->

2.2. Возникновение формальной психологии->

2.3. Формальная психология первого поколения->

2.4. Формальная психология второго поколения->