Образы

Содержание главы:

Образ

Образ субъективного Действия

Узнавание

Характеристики реальности

Образ восприятия

Образ воспоминания

Вербальный Образ

Значение вербального Образа

Образ объективного Действия

Образ сцены

Образ истории

Образ персонажа

Операции на Образах

 

"Образ" - базисное, принимаемое за аксиому понятие, обозначающее единицу психической организации человека или другого разумного Индивида и имеющее сложную структуру. Поскольку мы создаем программную модель потока мышления, то Образ в этой модели будет представлять различные декларативные данные и противопоставляться дополнительному к нему понятию - процедурной структуре, которая отвечает ментальному Сценарию. Образы есть данные, которыми оперируют ментальные Сценарии, образующие основу активности разумного Индивида.

Мы называем 'Образом' то, что в официальной психологии называется 'Образом представления'.

С первого взгляда может показаться, что Образы близки к эйдетическим представлениям, отличаясь от них только тем, что они менее ярки, более бедны и размыты, менее определенны. Образы не беднее, а неизмеримо структурно богаче эйдетических представлений.

Образы всегда полимодальны (в отличие от эйдетических представлений), они также содержат следы сложной практической деятельности с предметами.

Образ зрительно кажется более бедным и является скорее схемой, чем ее зрительным изображением. Однако он включает разные стороны представления о вещи:

- внишний вид, форму и цвет

- вкус и текстуру

- вес

- способ применения

- результаты интеллектуальной переработки впечатлений о предмете

- выделение в предмете наиболее существенных признаков

- отнесение его к определенной категории

- информацию о том, что находится по ту сторону заслонения.

Образ является итогом анализа и синтеза зрительного впечатления, абстракции и обобщения, результатом кодирования в известную систему.

"Образ (субъективного) Действия" - есть доязыковое имя или дескрипция Сценария, по которому можно инициировать Действие. Субъективное Действие, по нашему мнению, нельзя себе представить как Образ предмета, его можно только "хотеть совершить". Однако следует отличать "Образ Действия" от "Образа Сценария", который близок по структуре к "вербальному Образу" и по сути имеет структуру некоторого "плана".

Мышление в целом можно рассматривать как работу различных Сценариев с Образами с получением других Образов. В этот процесс при активности ощущений вплетаются Образы восприятия и Действия.

"Узнавание" предмета никогда не является процессом простого наложения воспринимаего предмета на храняющийся в памяти Образ о нем. Оно присходит, как правило, путем выделения существенных признаков предмета, сличения признаков сходных и различных в ожидаемом и реально воспринимаемом предмете, в результате которых и происходит "принятие решения" о том, является ли видимый предмет тем, который мы ожидали, или нет. Факт, что человек имеет "Образ" своего знакомого, вовсе не означает, что он располагает полным зрительным отпечатком этого знакомого, и он "узнает" его, путая простое отождествление воспринимаемого Образа с тем, который хранится в его памяти. Это означает, что он располагает обобщенным комплексом признаков, которые он удерживает как существенные для своего знакомого. ... лишь совпадение всех ведущих признаков приводит к уверенности, что перед ним именно ожидаемое лицо, и к "принятию решения", которое и есть проявление узнавания своего знакомого.

Образ - не простой отпечаток в памяти единичного впечатления, а сокращенный, свернутый продукт сложной деятельности с предметом, включая элементы как наглядного опыта, так и знания о нем.

"Образ восприятия" - Образ, полученный при восприятии, на который обращено внимание Индивида.

"Образ восприятия" обладает следующими свойствами по сравнению с визуально-звуковым кадром:

- стертостью, меньшей чувственной яркостью

- спонтанной изменчивостью, могут изменяться во времени и исчезать

- произвольностью, человек может изменять Образ и манипулировать им

- локализацией в особом представляемом пространстве

- меньшей зависимостью от внешней реальности

- невозможностью изучения деталей, последние труднодоступны

- меньшей продолжительностью существования

- возможной фантастичностью в отличие от "Образом восприятия",
но их фрагменты всегда порождены "Образами восприятия"

- спонтанным возникновением из памяти в отличие от
'навязанности' "Образов восприятия" реальности

- неконкретностью, это что-то обобщенное, складывающееся из

фрагментов прошлых "Образов восприятия" Образы по времени вплотную примыкают к восприятию в ситуациях, например, сумрака, или слабой слышимости. В этом случае они как бы подменяют и помогают распознавать "Образ восприятия".

"Образы восприятия", вызываемые реальностью, имеют следующие характеристики 'реальности':

- независимость от произвольного желания человека их изменить

- законченность и неизменность, стабильность, повторяемость

при аналогичных Действиях

- локализованность вовне, в месте расположения объекта в

пространстве

- узнаваемость, определенность, отделенность от других

"Образов восприятия", стабильность при перемещениях Индивида, явление 'константности восприятия', источник автономен от

человека, они как бы предъявляются ему (объективность);

возможность моделирования обращением к консультанту

"по восприятию"

- жестко связаны с объектами внешней реальности, и в своей

сумме, образующие эту 'реальность'

- прогнозируемые, можно предвидеть их появление в определенном

месте

- могут существовать достаточно долго, часы, дни и дольше при

повторных восприятиях

- изменить "Образ восприятия" можно только изменяя реальность

или состояние своего организма с помощью препаратов

- зрительный "Образ восприятия" может содержать "оптическое поле", динамический эффект, вызванный собственным перемещением

вперед/назад или влево/вправо.

- зрительный "Образ восприятия" может контролироваться

саккадическими движениями глаз

"Образ воспоминания" - Образ, выражающий результат обращения к памяти, он более определенный, устойчивый, конкретный, детализированный, спонтанно изменяющийся по одному и тому же Сценарию. К нему как и к "Образу восприятия" можно произвольно повторно обращаться, как бы вновь и вновь его рассматривать.

"Образы воспоминания" родственны "Образам восприятия", поскольку имеют связь с реальностью. Человек всегда маркирует (то есть сам знает) какие возникшие Образы отнести к "Образам воспоминания", а какие относятся к "Образам воображения", и в свою очередь - чем те и другие отличаются от "Образов восприятия".

"Вербальный Образ" - есть слуховой Образ языкового сообщения на родном для Индивида языке, есть Образ группы слов сообщения. В свою очередь этот Образ имеет ассоциативную связь с другими Образами, которые называются частными значениями исходного

"вербального Образа" (предложения или фразы). Эти Образы могут являться "Образами воспоминания" или быть подобными Образам восприятия, но не исчерпываются ими. В процессе когнитивного развития создаются параллельно с "вербальными Образами" окружающие их специфические структуры, рассматриваемые как ассоциированные

"вербальные Образы".

"Значение вербального Образа" - есть ассоциированный с ним другой Образ, который может рассматриваться как замысел при порождении речи или как результат понимания при восприятии речи. Система значений "вербального Образа" образует ядерную конвенциональную часть и "бахрому" в зависимости от различных частных контекстов.

"Собирательный Образ" - Образы, ассоциированные с одним словом, обозначающим нарицательное имя. Эта система имеет некий ядерный прототип и семейство частных случаев в зависимости от контекстов.

"Образ (объективного) Действия" - есть "Образ воспоминания" или "Образа восприятия" об объективном Действии вместе с указанием субъекта, объекта и его обстоятельств.

"Образ сцены" - есть целостный "Образ воспоминания" по поводу некоторых "Образов восприятия" при вариации различных точек обращения внимания.

"Образ истории" - есть система взаимосвязанных

"Образов воспоминания" об объективных Действиях реальных субъектов, "Образов сцен", вместе с личными Действиями. Наилучшей аналогией для "Образа истории" может быть серия картинок в журнале комиксов. "Образ истории" состоит из хронологической последовательности кадров "Образов воспоминания", в которых персонажи могут сопровождаться текстами своих сообщений. Могут также быть тексты автора и тексты-комментарии автора.

"Образ персонажа" в "Образе истории" - различные

"Образы Действий", выполняемые одним субъектом, персонажем, узел когнитивной карты "Образа истории" для одного Индивида.

Следует отличать объективные Действия, описываемые глаголами с субъектом от свойств и отношений, которые формально также могут описываться глаголами. Первые имеют намерение, вторые его не имеют.

Описание "Образа истории" на первом уровне сложности нигде не должно содержать неопределенного артикля ("any"), а только определенный ("that").

Дизъюнкции в описании Образа истории появляются на втором уровне сложности и могут трактоваться как компоненты объектов, описывающих недостаток знаний при описании, через комплекс объектов. Или некоторую степень обобщения.

Операции на Образах:

- сравнение Образов

- распознавание Образов

- обобщение/абстрагирование Образов

- генерализация Образа

- комплексация Образов (по Выготскому)

- дифференциация Образов

- понятивизация Образов.