Постулаты мышления
Следующие "постулаты мышления" представляют собой краткий обзор основных идей теории мышления, как они впервые возникли.
Все они являются гипотезами, которые принимаются как аксиомы, как очевидные с определенной точки зрения факты.
-- предметная деятельность и поведение есть реализация мышления, управляющего внешними Действиями;
-- внешние Действия на ранних уровнях когнитивного развития имеют доязыковую типологию с конечным базисом;
-- существует доязыковая типология внутренних ментальных Действий с конечным базисом;
-- каждое намеренное внешнее Действие имеет в качестве своего прообраза представление во внутреннем Действии в виде волевой единицы;
-- все мыслительные процессы определяются целями и реализуются ментальными Сценариями;
-- Действие в развертывании реализует свою цель, некоторые низко-уровневые цели связаны с примитивными Действиями или операциями. Действие может быть ментальным, т.е. его аргументами являются ментальные представления, вербальные структуры и ментальные Сценарии, или может быть внешним. Внешние Действия мы рассматриваем как намеренные, а это значит что им предшествовало наличие у разумного Индивида указания сенсо-моторной системе, волевой единицы.
-- ментальный Сценарий есть иерархическая система цепочек актов деятельности, содержащих три фазы: восприятие, фазу ориентировки (или фазу мышления) и фазу исполнения.
-- в любой момент времени ближайший будущий этап текущего ментального Сценария есть ожидаемый планируемый момент времени вместе с его фазой ориентировки. В Кратко-Временной Памяти (КВП) находятся все загруженные и активные на данный момент ментальные Сценарии верхних уровней, включая самый верхний Сценарий - главный Сценарий; все ментальные Сценарии хранятся в Долго-Временной Памяти (ДВП) и образуют иерархию по взаимным вызовам.
-- в процессе общения с собеседником или учителем возможно переключение на ментальный Сценарий, выбранный или созданный собеседником, таким образом деятельность Индивида не является строго детерминированной, механистической. Внешние события также могут изменить выбор и протекание обработки ментальных Сценариев. Любой ментальный Сценарий может иметь точки спонтанного выбора; по результатам успешности или неуспешности выполнения Сценария он подвергается положительному или отрицательному подкреплению;
-- вся мыслительная деятельность, все мыслительные процессы управляются целями и следовательно ментальными Сценариями, реализующими эти цели. Система активизированных ментальных Сценариев образует "контекст" в каждый данный момент времени для порождения и понимания речевых сообщений;
-- мыслительная деятельность может быть направлена на создание новых ментальных Сценариев, или что то же самое - поиск новой цепочки Действий, достигающих заданную цель. При этом весь процесс создания новых ментальных Сценариев сам реализуется специализированным мета-Сценарием;
-- любая последовательность Действий случайно или в процессе эксперимента достигающая цель может быть превращена в ментальный Сценарий;
-- внутренняя и внешняя деятельность Индивида определяется сетью ментальных Сценариев образующих часть общего фонда Сценариев Индивида;
-- в концепции сети ментальных Сценариев находит свое отражение деятельностный подход к моделированию организации мышления, внутренние процессы обработки сущностей подобны внешней комбинаторной деятельности;
-- ментальные Сценарии сами могут сцепляться, сливаться, модифицироваться и комбинироваться с образованием новых Сценариев;
-- каждый Сценарий связан с определенной именованной целью, которую он реализует. Допустимы "анонимные Сценарии", которые вызываются по внутренней ссылке и не являются именованными;
-- схема организации Индивида может моделировать внутренние полностью доязыковые ментальные процессы животного, проявляющиеся во внешнем адекватном поведении;
-- порождение и восприятие речевых высказываний управляется двумя Сценариями, целью первого является порождение
высказывания, целью второго - понимание воспринятого высказывания; проблема рече-порождения и рече-восприятия переформулируется как проблема изучения структуры Сценариев рече-порождения и рече-понимания;
-- мышление есть преобразованная во внутренее представление (интериоризированная) внешняя деятельность, через обозначение и представление Действий вместо их совершения (фантомные Действия)
-- внешняя деятельность приобретается у человека а) через стихийное обучение, школьное обучение, метод проб и ошибок б) через целенправленное квалифицированное обучение Внешняя деятельность проходит стадию перехода к автоматизму и сокращенному контролю.
-- проблема "гомункулуса". Кто управляет течением мыслей, кто управляет нами, когда мы следим за собственным течением мыслей, т.е. при самонаблюдении? Эта проблема неразрешима в рамках ассоцианизма и нейро-сетевого подхода. При сценарном подходе у разумного Индивида в каждый текущий момент времени активен Сценарий самого нижнего уровня, он же входит как составная часть в еще незавершенный объемлющий Сценарий высшего уровня и т.д. до самого верхнего Сценария, "главного Сценария". Цель этого Сценария задает мотивацию для всех составляющих его Сценариев нижнего уровня. Вне режима самонаблюдения интерпретируется иерархическая система Сценариев, одни могут контролировать выполнение других. Многие Сценарии выполняются в высокой степени автоматически, с сокращениями, с оптимизацией.
Субъективно Индивид ощущает, что он сам выполняет все операции.
В режиме же самонаблюдения выполняется мета-Сценарий, который интерпретирует подопытный, подчиненный ему Сценарий вместе с иерархически вызываемыми подСценариями. В программировании такая ситуация существует и называется "трассировкой" или "отладочным" режимом работы программы. Важно, что при этом сам мета-Сценарий работает автоматически и никаким другим уже не контролируется. И именно в рамках этого мета-Сценария Индивид обретает ощущение, что он наблюдает за течением собственных мыслей. Мета-Сценарий может в качестве побочного результата своей работы выдать "распечатку" подопытнго Сценария, иными словами может создать декларативную версию Сценария для превращения его в план, который может обрабатываться специальными Сценариями работы с планами. И в частности имеется Сценарий для интерпретации плана и превращения его в исполняемое Действие.
Сценарий для человека 'Поджарить_яичницу'
-----------------------------------------
"Поджарить_яичницу"
1. Найти_сковороду
2. Найти_яйца_дома
\/ пойти_купить_яйца_в_магазин
3. Найти_плиту
4. Зажечь_огонь_на_плите
5. Поставить_сковороду_на_огонь
6. Разбить_яйца_на_сковороду
7. Посолить
8. Жарить_3_мин.
9. Подать_на_стол
"Найти_сковороду"
1. Посмотреть_на_верхней_полке_кухонного_шкафа
\/ Посмотреть_на_нижней_полке_кухонного_шкафа
\/ Посмотреть_в_духовке
\/ Посмотреть_в_комнате
\/ Попросить_у_соседей
"Найти_яйца"
1. Найти_холодильник
2. Найти_в_нем_яйца_(2_штуки)
"Зажечь_огонь_на_плите"
1. Найти_спички
\/ найти_зажигалку
\/ взять_газовую_горелку
2. Добиться_появления_огня
"Разбить_яйца_на_сковороду"
1. Разбить_первое_яйцо
2. Вылить_его_на_сковороду
3. Выбросить_скорлупу_в_мусорную_корзину
4. Разбить_второе_яйцо
5. Вылить_его_на_сковороду
6. Выбросить_скорлупу_в_мусорную_корзину
"Посолить"
1. Найти_соль
2. Посолить_реально
Сценарий для тигра 'Поймать_газель_на_завтрак'
----------------------------------------------
"Поймать_газель_на_завтрак"
1. Найти_саванну
2. Найти_стадо_газелей
3. Незаметно_подкрасться_ближе_с_подветреной_стороны
4. Ждать_пока_газель_не_отобьется_от_стада
5. Преследовать_отбившуюся_газель_до_ее_поимки
6. Приготовиться_к_завтраку
"Найти_стадо_газелей"
1. Идти_прямо_нюхая_воздух
2. Если_найдены_следы_стада_газелей,_то_идти_по_ним
"Незаметно_подкрасться_ближе_с_подветреной_стороны"
1. Проверить_откуда_дует_ветер
2. Если_слева,_то_идти_влево
\/ если_справа,_то_идти_вправо
3. Подползти_к_стаду_не_ближе_40_м
Сценарий для цветка
-------------------
"Расти_в_течение_дня"
1. С_утра_при_появлении_солнца_распуститься
2. При_порывах_ветра_колебаться
3. Соблазнять_пчел
4. Если_пошел_дождь,_то_скукожиться
5. Вырасти_за_день_на_2_мм
6. Вечером_после_захода_солнца_сложить_лепестки
Сценарий для теннисного мяча
----------------------------
"Успешно_выполнить_подачу"
1. Лететь_от_подающей_ракетки
2. Приблизиться_к_сетке
3. Преодолеть_сетку
4. Удариться_о_грунт_площадки
5. Отскочить
6. Удариться_о_ракетку_противника
7. Лететь_к_подающему