Предисловие

Что такое формальная психология? Отношение формальной психологии к общей психологии должно быть такое же как между формальной логикой и обычной логикой (напр.есть юридическая логика). Можно полагать, что уровень строгости в современной психологии позволяет создать формальную психологию на аксиоматической основе. Все базисные понятия строго определяются или обсуждаются и обосновываются, остальные понятия выражаются через базисные. В результате должна получиться понятийная аксиоматическая модель душевной жизни человека. Эта модель неизбежно разуму и оценке будет больше уделять внимания, чем патологии, нарушениям, неврозам, объяснению шизофрении и т.д.

Практический прикладной аспект формальной психологии состоит в создании компьютерных моделей восприятия, разума, логического мышления, решения задач эвристическими или логическими методами, ориентировки в незнакомых ситуациях и много другое.

Формальная психология существенно опирается на общую психологию (за исключением патологии и парадигм мозгового субстрата) и ее достижения. Глава о речи несомненно выводит на связанные науки - формальную психолингвистику, формальную прагматику и в целом - формальную лингвистику.

Но формальная лингвистика будет лишь мотивироваться общей лингвистикой, ее постулатами являются постулаты формальной психологии и она должна быть органической частью формальной психологии в противовес современному отмежеванию общей лингвистики от общей психологии.

Судьба формальной психологии будет, видимо, подобна судьбе формальной логики - быть связанной с компьютерными науками.

Теория формальной психологии - синоним теории Искусственного Разума или Искусственного Интеллекта в сильном смысле.

Теория Искусственного Разума - это система концепций, это теория, позволяющая написать программу для ПК, которая могла бы общаясь с человеком с помощью текстов, возможно также с помощью средств распознавания и синтеза речи, проявлять разумную деятельность на максимально возможном при данных условиях уровне. Классическими примерами таких программ являются:

'Логик-Теоретик' Ньюэлла, Саймона, Шоу;

'SHRDLU' Т.Винограда;

'ЭТАП-2' Э.В.Попова;

'ACT' П.Андерсона;

'LNR' П.Линдсея, Д.Нормана;

'SAM' Р.Шенка и др.

Каждая из этих программ отражала определенный уровень понимания мышления и разумной деятельности, которые можно моделировать на ПК. Однако, удивительно, что 5-летний ребенок проявляет большую сообразительность, умеет задавать вопросы, умеет отвечать на вопросы взрослых лучше, чем эти программы. В чем дело? В чем ошибка этих программных проектов? Мы полагаем, что ошибка не в самих программах, программы выполняют то, что заложено в их спецификациях. Ошибка в спецификациях, а это указывает на ошибку в теории. Следовательно программные проекты по порождению/пониманию речи во многом демонстрируют в первую очередь правильность и особенности той или иной теории мышления и разумной деятельности.

Теория Искусственного Разума - это прикладная теория мышления и разумной деятельности, в отличие от психологических или философских теорий, она должна быть доведена до компьютерной реализации.

Как говорил Р.Шенк: 'ИИ как область науки - это лишь малая часть грандиозной попытки постичь мышление. Мы считаем, что это основная цель данной области науки и здесь достигнуты немалые успехи. Программы, которые мы пишем, важны как эксперимент, а не как конечный результат. Главный интерес для нас составляет именно интеллект, а не его искусственное происхождение. Если мы достигнем успеха в этом направлении, то проложим путь для создания механических помощников человеку в его повседневных делах и заботах. Но не в этом главное. Самое важное, чего мы тогда добьемся, - более глубокого понимания самих себя, что, безусловно, гораздо ценнее, чем любая программа'. Полезно было бы сопоставить это с мнением Ханта: 'Общий вопрос о том, говорит ли нам исследование машинного поведения что-нибудь о психологии человека, не имеет смысла'.