Применим развернутую выше абстрактную и сухую теорию к живому и сочному примеру. Изучим Действие по включению телевизора. Напомним, что в Действие входит наблюдение за окружающей обстановкой в поисках телевизора, принятие решения по его включению, подготовка своих мускулов, планирование группы движений и, наконец, само исполнение группы движений по включению телевизора. Это в общих чертах. Мы выбрали достаточно простое Действие, за которым легко просматривается необходимое для этого движение. Действия "одеть куртку" требует большее число различных движений, а Действие "спуститься на лифте и выйти на улицу" - еще больше. Первый важный вопрос: когда, чем и с чего начинается Действие, каковы объективные признаки начала Действия по включению телевизора и когда, чем и как заканчивается Действие? Каковы признаки завершения Действия как целостного сегмента деятельности? Мы считаем, что Действие начинается с момента одного из следующих типов:
а) Действие было составной частью другого Действия и получило
от него свою мотивацию, например, "выполнить просьбу брата"
или "подготовиться к приходу гостей";
б) Действие мотивировано решением, принятым в результате
размышления или в момент чтения данных строк;
в) предполагалось выполнить другое Действие или включение
телевизора произошло случайно, проходя мимо вы локтем
нажали на кнопку включения телевизора.
Последний случай - экзотика, но может входить в класс непроизвольных Действий, случайных Действий или ошибочных Действий. В норме мы считаем, что Действие начинается с желания его совершить. Возможно слово "желание" следовало бы заменить на "интенция", "пожелание", "намерение", "хотелось". Во многих случаях при наблюдении за собой можно уловить тот момент когда появляется намерение включить телевизор. Это значит, что начало "субъективного Действия" детектируется достаточно отчетливо. Намного труднее выяснить это со стороны. Действие, наблюдаемое со стороны, мы называем "объективным Действием". Со стороны по характеру движений Индивида и результату этих движений, задним числом можно обычно приблизительно восстановить в какой момент появилось у Индивида, наблюдаемого со стороны, намерение включить телевизор. Отметим только существенное различие этих двух случаев.
Одновременно (или чуть раньше в нашей модели) с намерением Индивид (т.е. "я") регистрирует данные реальности, что считается первой фазой Действия (I-ой фазой). Промежуток времени, и происходящий в нем процессы с Индивидом и окружающей реальности до выполнения движения, называется "фазой планирования"
(II-ой фазой). В этот момент при анализе восприятия обнаруживается, что мы находимся на балконе и невозможно выполнить основное движение рукой по включению телевизора. Поскольку это обнаруживается на фазе планирования возникает препятствие, которое необходимо устранить. Т.е. возникает намерение совершить два других Действия: "выйти с балкона" и "подойти к телевизору". Эти Действия рекурсивно имеют свои фазы планирования и исполнения, например, чтобы выйти с балкона и войти в комнату надо выполнить еще одно Действие - "открыть балконную дверь". И т.д., закончится ли когда-нибудь эта рекурсия? Скорее всего закончится, если в процессе решения вспомогательных задач не возникнет непреодолимое препятствие, например, "заклинит балконную дверь". Рекурсивное планирование и исполнение вспомогательных Действий мы назовем "рекурсией планирования". Обратим внимание, сколь глубоко бы ни зашло рекурсивное планирование, все вспомогательные Действия по своей цели, намерению, подчинены одной - "включить телевизор", хотя они все дальше и дальше отодвигаются от основной цели. Отметим также, что усложнению подвергается только II фаза планирования, причем не все ее время является умственным, необходимо совершить и реальные вспомогательные Действия. В какой момент и как называется та стадия планирования, когда обнаруживается, что невозможно выполнить основной движение по нажатию кнопки для включения телевизора? Это - стадия проверки предусловий, она наступает вслед за стадией анализа Образа восприятия. Если предусловия не выполняются, возникает препятствие и т.н. "рекурсия планирования". Мы считаем, что перед самым выполнением нужного движения есть еще одна необязательная гипотетическая стадия в фазе планирования - стадия "фантомного проигрывания". На этой стадии мы "у уме" протягиваем руку, чтобы нажать на кнопку вклчения телевизора и вдруг убеждаемся (даже "в уме"), что рука до кнопки не дотягивается, возникает "препятствие фантомного проигрывания" и надо подойти к телевизору поближе. Так что "фантомное проигрывание"
- это последнее приспособление, "примеривание" к предполагаемому движению. Наличи стадии "фантомного проигрывания" наверное говорит о повышенной ответственности за выполнение движения, ребенок, возможно, не имея этой стадии, сразу протягивает руку к телевизору, и только тогда обнаруживает, что не достает. Возможно укоризненное отношение взрослых к такому конфузу приводит к возникновению впервые этой стадии. Первичное возникновение каких-либо стадий или удачных решений мы будем называть "личными открытиями".
Если мы хотим, чтобы устройство моделирования, робот, смог выполнить речевой приказ вида "включи телевизор", то необходимо изучить категорию значения слова "включить". Полноценное Действие и возможность найти Сценарий в памяти для его выполнения существенно связано с "синкретичной парой" и
"включить" и "телевизор". Вся эта пара, а не одно только слово, позволяет выполнить Действие и найти приемлемую его реализацию. Другое Действие, например, "включить свет" вызывает другие движения и другую фазу планирования. Кстати, в этом случае, на стадии анализа восприятия мы не будем искать глазами через Образ восприятия объект под названием "свет", как это делалось бы для "включить телевизор", "включить вентилятор", "включить плиту".
"Включить свет" образует единое синкретичное целое. Эффект синкретичности обрабаотывается на стадии ветвления. В этот момент происходит выбор всего блока мероприятий, структура которого в корне отличается от структуры других блоков для других ключей на стадии ветвления. Содержательно "включить свет" есть единое Действие, для которого значение "свет" не является предметом, на которое направлено Действие, а является частью
"идиоматического выражения". Для обработки таких идиом и предназначена стадия ветвления.
Теперь нам необходимо обсудить вопрос об успешности выполнения III фазы Действия, самого движения рукой, включающей телевизор. В норме многие Действия заканчиваются удачей и вся совокупная и объемлющая деятельность продолжается дальше. Но в относительно редких случаях возможны и неудачи, а на ранних уровнях когнитивного развития Индивида (так мы называем ребенка в случае человека-Индивида) это и не редко. Мы не считаем целесообразным в таких случаях выполнять какое-либо одно универсальное Действие, или даже группу мероприятий без учета специфики именно данного Действия. Ситуация неудачи реального движения должна оцениваться очень высоко, уважающий себя Индивид (или робот), конечно не впадая в отчаяние, должен подходить к этому моменту, как к поводу учиться и совершенствоваться! Неудачи всех видов и на всех курсах - это точка реального научения. В случае конкретного Действия
"включить телевизор" неудачи рассматриваются как продолжение курса под названием "научиться включать телевизор правильно в различных данных реальности и в различных внутренних состояниях". Реальная жизнь человека не позволяет полностью претворить этот принцип в жизнь по причине нехватки времени, диктуемой объемлющими Действиями и планами на день. Неудачи обрабатываются на стадии "обработки неудач", которая предваряется стадией "анализа восприятия". Обработка неудач может быть локальная, привязанная к специфике именно данного Действия, но неудача может быть передана на верхний уровень, если есть основания считать его виновным и компетентным в исправлении данной ситуации. Точка решений при возникновении неудач является в действительности точкой "самоорганизации" всей системы, точкой ее улучшения и совершнствования. Однако в этом-то и трудность. Неьзя предложить надежного универсального методы борьбы с неудачами во всем их объеме и разнообразии. Хотя ребенок имеет такой метод - обращение за советом к взрослому! Только теперь становится понятен феномен "самоорганизации" в развитии ребенка, он существенно преодолевает неудачи обращением за помощью к взрослому. Хотя, понятно, что такая "самоорганизация"
- не имеет чистой формы, это не чистая "самоорганизация". Если обращением к взрослым ребенок действительно предолевает неудачи, становится умнее и совершеннее, то он лишь "подтягивается" к когнитивному уровню взрослых, которые знают как действовать в случае многих неудач. Остается вопрос, как быть когда ребенок постепенно сам достигает когнитивного уровня взрослых? Надежность принятого ответа со стороны не выше в этом случае надежности собственных средств борьбы с неудачами. Остается еще метод поиска "мудрых взрослых". Но поднявшись еще на несколько ступенек по когнитивным уровням, по дороге мудрости, человек в случае неудач оказывается перед единственной надежной стратегией - обучения на ошибках. Можно сделать вывод, что с этого уровня совершенствование катастрофически замедляется, но утешением может служить то, что добытые в этом случае методы борьбы с неудачами имеют ценность уже для всего человечества и должны передаваться как знание одного поколения другому. Вот суть "самоорганизации" (с иронией) или "совершенствования человека" (без иронии).
Таким образом, при удаче Действия маленькая доля научения состоит в том, что вызванный Сценарий в слоте подкрепления получает увеличение счетчика подкрепления. А в случае неудачи Действия и неудачи блока обработки неудач, выполняется отрицательное подкрепление вызванного Сценария. Это приводит к тому, что в следующий раз на этапах ветвления или выбора будет обнаружен ключ, приведший к неудаче в прошлом. Такой ключ с его значением могут быть физически удалены из памяти.