Приложение.
МыслиИмея базовые структуры мы можем определять производные понятия. Сформулируем вопросы и попытаемся на них в дальнейшем ответить.
1. Что такое мысль?
2. Какова структура мысли?
3. Почему мысль неуловима?
4. Можно ли наблюдать мысль?
5. Можно ли выделить и определить единицы мысли?
6. Как мысли сменяют друг друга?
7. Что такое предмет мысли?
8. Какова функция мысли?
9. Где мысли хранятся?
10. Каково соотношение между словами и мыслями?
11. Мысль и намерение, мысли, связанные с физическим Действием?
12. Можно ли и по каким критериям провести классификацию мыслей?
13. Возможны ли мыслящие машины?
Мы превратим слово "мысль" в термин нашей теории мышления. Предварительно заметим, что бытовое понимание этого слова предполагает три различных значения:
- мысль как процесс, как мыслительный процесс;
- мысль как предмет мыслительного процесса;
- мысль как результат мыслительного процесса.
Закрепим за термином "мысль" первое значение, т.е. мы понимаем в терминологическом смысле "мысль" всегда как процесс. В таком случае второе значение будет называться "предметом мысли", а третье - "результатом мысли".
"
мысль" - есть по определению сегмент деятельности за вычетом выполнения самого Действия, но с учетом акта запуска этого Действия. Поток деятельности разумного Индивида - это поток мыслей. Мысли содержат акт восприятия и его анализ, предоставляющий процессу мысли "Образ восприятия" и отдельные Образы. Как сегмент деятельности, мысль имеет определенную цель - она состоит в подготовке условий выполнимости и успешности фазы Действия. Кроме того, мысль имеет планирующую функцию, она подбирает, выбирает тот вариант Действия, который согласуется с "Образом восприятия". При программном моделировании мысль получает в качестве аргумента целостный "Образ восприятия". Обладая некоторой самостоятельностью, мысль тем не менее обслуживает и подчинена следующему за ней физическому или ментальному Действию. Это Действие находит свое обоснование и мотивировку уровнем выше по иерархии вложенности мыслей. Определением мысли мы отвечаем на вопрос 1. Этот вопрос можно формулировать так - как можно было бы понимать слово"мысль"? Определение и дает ответ в такой постановке. Это определение не произвольно и не тавтология, оно отсылает к базовой структуре "сегмента деятельности", который имеет материальную природу, как сегмент потока человеческой ФН-деятельности. Если физическая поведенческая часть потока деятельности вырождается и не производится никаких внешних физических Действий, то мыслительный процесс становится автономным, его можно уже называть "размышлением". В этом случае он обслуживает ментальные Действия, которые входят в структуры мыслей высших уровней иерархии. Отметим иерархическую структуру мыслей как процессов для программного моделирования.
Ответим кратко на заданные выше вопросы:
1. Что такое мысль?
Мысль как процесс есть сегмент внутренней разумной деятельности, прошедшей в развитии этап интериоризации из внешней деятельности. Мысль может моделироваться программами и иерархически обращается к другим мыслям более низкого уровня.
2. Какова структура мысли?
Как сегмент внутренней деятельности мысль имеет трехфазную структуру с обращением к мыслям низших уровней по иерархии. Первая фаза - регистрация визуально-слухового кадра или сообщения речи, либо фантомный Образ этого кадра, вызванный из памяти. Основная цель мысли находится в третьей фазе и представляет собой выполнение внешнего Действия или его фантомного Образа, выполнение Действия в уме. Вторая фаза - фаза подготовки внутреннего Действия, выполняется анализ восприятия из первой фазы и данные восприятия согласуются с предполагаемым в третьей фазе Действием, проверяются условия возможности и успешности выполнения Действия.
3. Почему мысль неуловима?
Имеются две причины этого - во-первых мысль реализуется процедурным Сценарием, они выполняются в высоко-оптимизированном режиме и в значительной мере являются автоматическими Действиями. В норме специальные средства отслеживания течения не используются, поэтому в сознании присутствует лишь предмет мысли, но Сценарий мысли. Предмет мысли - это реальный или фантомный Образ, декларативная структура данных, с которой программа мысли оперирует. В специальном режиме "осознания" собственного течения мысли человек и разумный Индивид в действительности запускают некий мета-интерпретатор, который отслеживает ход процедурного Сценария мысли и выдает отчет о происходящих событиях и явлениях. Возникает чувство осознания хода мыслей. Однако следует иметь в виду, что при этом нет ресурсов и другого средства, которое бы отслеживало работу самого этого мета-интерпретатора, работа которое, следовательно, остается как обычно для мыслей - автоматической и неосознаваемой. Субъективное переживание должно быть такое как будто мысли текут сами.
4. Можно ли наблюдать мысль?
В режиме самонаблюдения, т.е. запуская специальный мета-Сценарий мышления в режиме "осознания", можно получать отчет о процессах в сам момент исполнения Сценария мысли, однако в действительности из-за высокой автоматизированности этих процессов, осознания подвергаются лишь верхние уровни в иерархии мыслей. С другой генетически, каждый Сценарий, которые вызывается в ходе реализации мыслей, прошел этап интериоризации из некоторой внешней наблюдаемой со стороны деятельности. Это позволяет утверждать, что нет непознаваемых мыслей, все детали мыслительного процесса суть свернутые сокращанные автоматизированные и оптимизированные фрагменты бывших когда-то внешних Действий в процессе обучения данного Индивида. Например, счетные способности когда-то в детстве отвечали внешним Действиям счета на пальцах.
5. Можно ли выделить и определить единицы мысли?
Деятельностный подход к теории мышления позволяет, представляя мысль как интериоризированный сегмент внутренней или внешней деятельности, выделить единицы мысли на основе типологии ментальных Действий, выполняемых на третьей фазе. На второй и на третьей фазе мысли иерархически могут возникать обращения к Сценариям мыслей более низкого уровня. Таким образом создается двойная иерархия мыслей разных уровней.
6. Как мысли сменяют друг друга?
При самонаблюдении, т.е. при работе специального мета-Сценария мышления в режиме "осознания", в качестве отчета о наблюдаемых процессах могут выступать "вербальные Образы". Течение мыслей принимает внешнюю форму потока речи. Естественный устный монолог при быстрой речи можно рассматривать как такой "слепок" внутреннего течения мыслей.
7. Что такое предмет мысли?
Предмет мысли как процесса - это Образ, имеющий свое происхождение либо непосредственно из реальности, либо заимствована из памяти в виде "Образа воспоминания". С этой информацией, как данными работает Сценарий самого процесса мысли, Образ может анализироваться, сравниваться, сопоставляться, изучаться, копироваться, ассоциироваться и т.д. Мыслительные Сценарии сами решают какие мысли последуют за данной и какие операции будут производиться с Образом.
8. Какова функция мысли?
Каждая мысль как сегмент деятельности имеет свою цель, находящуюся в конце сегмента, мысль как интериоризированная внутренняя деятельность подчиняется законам внешней деятельности и имеет аналогичные функции.
9. Где мысли хранятся?
Мысли хранятся в форме Сценариев в долго-временной памяти и иерархически вызываются в процессе интерпретации. При вызове из памяти им передаются как программам в качестве аргументов Образы, связанные с предметом мысли и начинается процесс развертывания мысли, который не совпадает ни со структурой Сценария ни со структурой Образа.
10. Каково соотношение между словами и мыслями?
Слова или "вербальные Образы" в виде сообщений связываются с Сценариями мыслей и с когнитивными картами. Вербализованное самонаблюдение за мыслями показывает, что они допускают представление в виде устного монологического текста.
11. Мысль и намерение, мысли, связанные с физическим Действием?
...
12. Можно ли и по каким критериям провести классификацию мыслей?
Типология мыслей по-видимому будет следовать типологии Сценариев, выражающих структуру мыслей.
13. Возможны ли мыслящие машины?
Существующее состояние компьютеризации - это уже демонстрация возможностей мыслящих машин.
Как можно было бы подправить ассоцианистскую теорию потока мыслей в свете теории Сценариев? Квантовая механика ведь тоже должна уметь объяснять явления, объясняемые Ньютоновой механикой. В последующем изложении мы в теории Сценариев делаем замену терминологии вида
Сценарии => законсервированные мысли
сегменты деятельности => мысли
14. Как возникает мысль?
15. Почему порой кажется, что мысли текут сами?
16. Управляем ли мы течением своих мыслей?
На этих вопросах мы будем проверять объяснительную силу сценарного подхода к физической и умственной деятельности.
А. Мысли в своем течении не только сцеплены друг с другом в последовательности, но и могут быть вложенными. Таким образом ощущение появившейся мысли может означать, что загружен в оперативную память Сценарий, в котором уже указана как текущая мысль, так и имена процессов-подСценариев, которые за ней могут следовать. Создается вектор, сила для продолжения течения мыслей. Однако в каждой мысли есть стадия выбора, которая управляется предыдущими мыслями, их результатами и данными восприятия. Это означает, что дальнейшее течение мыслей в определенной степени не детерминируется самой их структурой, а зависит и от других факторов. Это придает течению мыслей определенную свободу и непредсказуемость.
В. Мысли сопровождают внешние физические Действия, мысли им предшествуют. Мы считаем, что многие мысли, как правило, целенаправлены, т.е. имеют цель, которая исполняется последним этапом мысли. При вложенности мыслей, цель исходной мысли рассматривается как мотив (мотивирующая цель) для работы всех вложенных мыслей, а их цели являются подцелями для исходной мотивирующей цели.
С. Следует различать "мысль законсервированную и обобщенную", как она хранится в памяти и "мысль актуализированную", как тот вид, который приобретает вызванная из памяти мысль в текущем контексте и с учетом данных восприятия. Сама структура, строение мысли выражаются именем, связанного с ней Действия
(пред-глагола), тогда как предмет мысли достаточно произволен и образует ее аргумент, независимую ассоциацию. Сознание регистрирует предмет мысли, данные восприятия, однако в виду высокой автоматизации и быстроты, слабее регистрируется структура Сценария мысли, внимание занято текущей мыслью и ее микро-структурой, оно "еще не знает" какая будет следующая мысль. Однако в специальном режиме интроспекции структура Сценария мысли определяется, хотя такой режим мышления имеет особую специфику и отличается от нормального течения мыслей, при котором следующие мысли не осознаются, но ждут своего часа.
Ответ на 14. Как возникает мысль?
В норме, т.е. большую часть времени размышления, в сознании (в ментальной сфере) уже находится достаточно объемная по времени исполнения текущая мысль-план, которая предусмотрела на несколько шагов вперед течение мыслей. Этапное строение мысли говорит, что последующие этапы принадлежат структуре мыслей и в текущий момент выполняется очередной этап. Все этапы в целом объединяет единая структура, система, входящая в строение Сценария мысли. Все предшествующие этапы этого Сценария подготавливают последний этап, который выполняет цель всего строения. Следовательно, в норме, с каждой текущей мыслью ассоциативно связаны несколько последующих во временной последовательности. Источник и причину возникновения текущей мысли следует искать в серии предыдущих мыслей, с которыми она ассоциативно связана, а также в строении объемлющей мысли-плана. Он возник как часть другого более объемлющего плана, еще более раннего по времени. Самые объемлющие мысли-планы либо составляют привычный план на день, либо возникли утром при быстром планировании мероприятий на день. Однако возникшие текущие мысли определяются не только предыдущими и объемлющими, но и данным восприятия. В течении мыслей действуют два противоречивых и противоположных фактора: детерминирующий (структурный) и разветвляющий (фактор выбора). Детерминирующий фактор, если он проявляется достаточно сильно и заметно, выражает структурную зависимость последующих мыслей от предыдущих в рамках одной объемлющей. Разветвляющий фактор, наоборот, ослабляет зависимость между последовательными мыслями, придает элемент непредсказумости. Основная причина разветвляющего фактора - влияние данных восприятия и данных внутреннего состояния Индивида, которые являются влияющими параметрами на структуру Сценариев мысли. Можно еще более тонко и точно отследить взаимоотношение этих двух факторов, если строить скриптовую модель движения мыслей, как динамику исполнения скриптов, передачи аргументов и вызова скриптов из библиотеки Сценариев в терминах программирования. Попытаемся резюмировать и кратко ответить на важный вопрос: как возникает мысль? Мысль возникает рождаясь из предыдущих мыслей и объемлющих структур мыслей. Исходным источником, приведшим к появлению именно данной текущей мысли следует считать группу главным первичных мыслей-планов на день, которые сформулированы утром при пробуждении, как фактор ветвления. Выбранная мысль-план имеет свою структуру, заключенную в долговременной памяти, в фонде Сценариев. И степень жесткости этой мысли-Сценария-плана определяет детерминирующий фактор в течении мыслей на день. Кроме того, разветвляющим фактором являются данные восприятия в течение дня, чем более они разнообразнее, тем непредсказуемее течение мыслей в течении дня.
Ответ на 15. Почему порой кажется, что мысли текут сами?
Если сильна детерминирующая компонента факторов течения мыслей, что может быть связано с жестко структурированным вызванным Сценарием, слабо учитывающим данные восприятия, то интроспективно обнаруживается одна и та же последовательность мыслей в разные дни и в разных ситуациях, что и создает ощущение течения мыслей самостоятельно без контроля.
Ответ на 16. Управляем ли мы течением своих мыслей?
Речь идет о чувстве управления мыслями. Мысли, составляющие структуру главных планирующих на день Сценариев самого верхнего уровня более детерминированы и предсказуемы, а значит, менее управляемы. Часто ли вы управляете утренними Сценариями типа
чистка-зубов => ванна => завтрак => поездка-на-работу => ... ?
зато на микро-уровнях фактор ветвления проявляется сильнее и заставляет чувствовать личное участие в течении мыслей.