Рече-порождение

Сценарии рече-порождени и рече-восприятия

Содержание главы:

Насыщенная проекция

Генеративный лифтинг

Сценарий порождения сообщений на основе Сценариев-пантомим.

Сейчас "сообщение" == "высказывание", это группа предложений, выражающая единую мысль, привязанную к контексту произнесения.

Для Сценария речепорождения по А.А.Леонтьеву самый трудный вопрос: а что представляет собой загадочная структура в виде иерархии ментальных представлений, называемая "внутренней программой"?

Гипотеза: а что если эта "внутренняя программа", или иерархия декларативных ментальных представлений, сама в точности является

"инстинктивным Сценарием", каждое Действие которого, как в программах выдачи отчетов занимается выдачей слов и вставкой фраз для подСценариев? Это согласуется с тем, что эгоцентрическая речь ребенка идет параллельно с его деятельностью. Он совершает отдельные Действия и тут же синхронно их комментирует. Главный вывод: загадочная иерархическая структура, лежащая в основе, как замысел для порождения сообщения, высказывания, является в точности "инстинктивным Сценарием", т.е. структурой определенного инстинктивного Сценария, а Сценарий речепорождения не является интерпретатором, а совпадает с самим замыслом, самой "внутренней программой". Элементарными Действиями такого Сценария являются Действия по произнесению отдельных слов. Иерархия подСценариев и элементарных Действий, отвечает иерархии макросинтаксиса предложений в сообщении, объединенная с иерархией НС в каждом предложении, элементарным Действиям отвечают слова - атомы для той и другой иерархии.

Однако такой Сценарий речепорождения является "сырым", он отвечает "Сценарию эгоцентрической речи". Для получения литературной отредактиврованной речи, этот Сценарий следует объединить (ассимилировать) с параллельным мониторинговым Сценарием "стиля", который будет:

-- подбирать слова из синонимических рядов

-- выполнять трансформации

-- проводить контроль за литературной правильностью.

Наблюдение дорожного происшествия сохраняется в ДВП или эпизодической памяти в точности в виде Сценария в сочетании с переключением внимания между различными персонажами. Для каждого персонажа то, что с ним происходило, рассматривается как Сценарий отчета от имени персонажа. Действия этого Сценария

- это Действия персонажей дорожного происшествия (или того, что с ними происходило). Вместо инфинитивов глаголов участвует прошедшее время глаголов с добавлением в качестве субъектов референциальных индексов для персонажей. Персонажи, Действия и объекты Действий - вот доязыковые компоненты

"внутренней программы", "инстинктивного речевого Сценария". Мы поочередно перевоплощаемся в персонажей и вместе с ними по этому Сценарию выполняем предписанные Действия с объектами. Это отвечает обычному пониманию инстинктивного Сценария для первого лица в качестве субъекта.

Так решается, возможно, важнейшая проблема, не решенная у А.А.Леонтьева - откуда берется и что такое эта загадочная доязыковая "внутренняя программа", замысел высказывания?

Мы трактуем замысел сообщения, например, о дорожном происшествии, как "виртуальное сценическое Действо", мы разыгрываем своеобразный театр из Действий, разбив дорожное происшествие на линии поведения отдельных персонажей. Поведение каждого персонажа управляется его Сценарием. Мы этот Сценарий отображаем, целью этого Сценария является цель персонажа. Суть театра в том, что при реализации Сценария замысла при его запуске, подСценарии не приводят к поведению персонажей, и даже не приводят к нашему поведению, а приводят к "генерации слов", изображающих это поведение персонажей.

Теперь ясно, что доязыковый Сценарий-замысел, связанный с дорожным происшествием, при его запуске, должен, как доязыковый Сценарий, привести к

"воспроизводству дорожного происшествия" через игру актеров-персонажей по нашим подСценариям замысла. Добавление к нему мониторингового визуализирующего или вербализующего Сценария подменяет театральное воспроизводство дорожного происшествия - последовательностью высказываний, предложений, слов, вербализующих Сценарии для различных персонажей дорожного происшествия.

"Демонстративное поведение" как древнейшая форма

(и примитивнейшая) высказывания, сообщения. Его задачей является наблюдение за ним, разгадывание за поведением Сценария и пополнение своего фонда Сценариев разгаданными за демонстративным поведением Сценариями. Его задача - обучение новым навыкам поведения через непосредственное подражание. Содержание передается непосредственно без слов.

"Непосредственно-пантомимическое" высказывание-поведение - древнейшая и примитивнейшая форма высказывания, передающая содержание без слов, но во всей полноте. Это особого рода

"театральная деятельность", которая лишь "похожа" на деятельность, имеет в своей основе Сценарий, но целью этого Сценария в целом и всех подСценариев является информирование и передача Сценария непосредственно без слов в ментальность зрителя или слушающего (он же смотрящий).

"Пантомима" и "танец" есть древнейшие доязыковые формы передачи содержания через поведение, а в Действительности, при этом передается Сценарий. В древнейших формах задачей-целью таких "высказываний" была не эстетика, а научение через подражание. Таким образом можно было передавать новые методы охоты, описывать события что-случилось, советовать, научать.

Высказывание, воспринимаемое без слов, непосредственно, а значит и содержащее в себе свой смысл - это "пантомимическое поведение", содержанием которого является Сценарий, скрытый за этим поведением.

"Поведение неживых объектов" есть вторая по сложности и уровню форма передачи сообщения, передается Сценарий, но он имеет дополнительный параметр - субъект поведения. Сценарий относится уже не к самому Индивиду, обладателю Сценария, а несколько отстранен и имеет аргументом субъект поведения. Однако какова польза от хранения таких Сценариев? Непосредственной пользы нет!

Древняя Греция дала нам не только логику Аристотеля, но и театр Софокла и Еврипида, как древнюю и базисную форму передачи содержания вне слов. И даже когда в театре используются слова он передает содержание более непосредственно и сильнее, чем любые комментарии к нему. Возможно это же относится и к немому кино (без титров).

С помощью "пантомимы", Действительно, родители могут передать ребенку и своим родным Сценарий, но как передать цель Сценария?

Наиболее естественно, легко и непосредственно понимается поведение живых и неживых субъектов. Результатом этого понимания являются параметризованные Сценарии, однако они не являются инстинктивными, т.е. не являются непосредственными процедурами, они больше имеют декларативный характер, хотя происходят от процедурных.

Что такое реакция подражания при наблюдении за поведением?

а) демонстрация того, что Сценарий наблюдаемого поведения

воспринят и усвоен

б) наблюдаемое поведение понято как воспринимаемое не столько

для взаимодействия, сколько как для подражания

Феномен подражания поведению есть залог и основа

(происхождение) передачи довербальной информации. Есть конвертация наблюдаемого поведения в Сценарий.

Возможно многие Сценарии не нуждаются в цели, а цель как награда обнаруживается при успешном выполнении Сценария при подражании.

Инфинитив, пов.форма и первое лицо каждого глагола - есть его базисная древнейшая форма.

"Заложенный замысел" сообщения (значение говорящего) - содержание, которое служит поводом к формированию из него речевого сообщения говорящим, доязыковая форма сообщения,

"внутренняя программа" (по Леонтьеву). Данные для порождения речи.

"Воспринятый замысел" (восстановленный) сообщения

(значение слушающего) - содержание, востановленное из воспринятого сообщения, гипотетическая разгадка

"замысла сообщения", доязыковая форма восстановленного сообщения.

"Заложенный замысел" == содержание сообщения (вложенный смысл)

"Воспринятый замысел" == суть сообщения (понятый смысл)

Какова форма представления замыслов обоих типов?

Интересная гипотеза - что эта форма имеет процедурный характер и совпадает с некоторым Сценарием, который совместно с некоторым мониторинговым стилевым Сценарием занимается в точности порождением речи. Без мониторингового Сценария, который также занимается привязкой слов, трансформациями и т.д. он, видимо, подобен Сценарию поведения типа пантомимы, которая выражает содержание через Сценарий поведения и имеет доязыковый процедурный характер.

"Линия поведения" (или "пантомима") есть реализация определенного Сценария субъектом и одновременно наблюдаемая цепочка Действий со стороны наблюдателя, приписываемая этому субъекту. "Линия поведения" связана со структурой Сценария тем, что в каждой дизъюнкции выбирается один элемент и получается цепочечный Сценарий, в котором все выборы имеют выполненные предусловия (начиная с текущего состояния мира).

"Линия поведения" есть наблюдаемое воплощение чужого Сценария, при этом субъект этого Сценария осознается и становится субъектом всех глаголов Действия этого Сценария. Одновременно

"линия поведения" есть довербальное сообщение, высказывание, которое укладывается в концепцию Сценариев. Она есть

"отраженная" форма существования Сценария в ментальности наблюдателей за его видимым воплощением.

"Дорожное происшествие" разбивается в сумму "линий поведения"

("пантомим") для различных живых или неживых субъектов

(водитель, автомобиль, жертва наезда, зеваки, ...).

"Эгоцентрическая речь" ребенка (и внутренняя речь взрослых) есть самоотчетная форма "линии поведения", как бы наблюдаемая со стороны. Однако все инфинитивы Сценария превращаются в глаголы настоящего (или прошедшего) времени с субъектом в виде местоимения "я". Возможно это непосредственная "вербализация" Сценария, точнее его воплощения, его прогона-реализации.

Важно подчеркнуть, что "линия поведения" как некоторое воспринимаемое сообщение, довербальное высказывание, многочисленными нитями через предусловия привязано к текущему миру-контексту. Сценарий через предусловия учитывает специфику реального мира и контекста, а "линия поведения" содержит в себе актуализацию состояний реального мира в виде цепочки истинных в нем предикатов-предусловий перед выполнением Действий.

 

Насыщенная проекция

"Система (базовых) сенсорных предикатов и свойств" - дает средства для описания и представления сенсорной информации. Это предикаты типа находится, между, внутри, слева, над, ... зеленый, круглый

"Картина предметного знания" - некоторая связная область знаний представленная на уровне сенсорных предикатов.

В качестве примера можно представлять себе описание расположения аллей парка, куда вы в детстве постоянно изо дня в день ходили, гуляли и знаете все тропинки и беседки. Вся совокупность знаний об этом парке и составляет КПЗ.

"Насыщенная проекция сообщения на Картину Предметного Знания (КПЗ)"

- состоит в том, что

а) сначала все предикаты всех микропредикатов замещаются своими

интерпретациями рекурсивно спускаясь до базовых сенсорных

предикатов;

б) одновременно с первым процессом выполняется вывод естественных

импликатур и естественных следствий

в) полученная система сенсорных предикатов образует некоторую

систему "Образов-паззлов" на КПЗ, остается заполнить

"лакуны" между паззлами. Эти лакуны состоят из базовых

предикатов, предназначенных служить умолчаниями, такие

оставшиеся связи называются "ассоциациями". Однако именно

принцип заполнения лакун указывает на законы, которые

управляют ассоциациями. Ассоциации берутся из материала

опытного знания.

Например, изменчивые части лесного парка улавливаются при описании глаголами, тогда как неизменные, контекстные служат материалом для ассоциаций и контекста. С течением времени менее важные компоненты КПЗ затухают и забываются, что уже не в полной позволяет заполнять лакуны. Наоборот более важные части КПЗ дифференцируются и детализируются.

КПЗ можно рассматривать не только как плоскую карту

например, парка, но и как область пространства-времени.

В таком случае заполнение лакун в такой трактовке есть

причинно-следственное заполнение.

"Проекционным Образом" - называется результат насыщенной проекции сообщения на Картину Предметного Знания (КПЗ). Этот Образ связан с "Образным сообщением".

мониторинг ==> рефлективный Сценарий

5. Игровой Сценарий, имеется набор "ходов",

операторов, их последовательность при поведении

определяется обстоятельствами и выбором после

размышления.