Вербализация, начальные формы языкового мышления

 

  Первая базовая форма общения (примитивное общение).

  Начальные формы речевой деятельности (не диалог)

  а) порождение приказов, инструкций и просьб

  б) понимание и исполнение приказов, инструкций и просьб

  Эти формы являются монологичными, но в качестве аналога ответа на просьбу она исполняется.

  При речевом взаимодействии возникает эффект переноса деятельности с одного Индивида на другого, в этом случае цели и потребности второго Индивида сопрягаются с целями и потребностями первого.

  Можно представить себе как бригада из 2 Индивидов строит дом, тогда "совместная деятельность" есть Сценарий, предполагающий речевую деятельность простейшего типа - приказаний, инструкций и просьб.

  "Содержанием" или "замыслом" (в смысле психолингвистики) такого сообщения является:

  а) имя Действия и объекта Действия (предглагол) в контексте

     общего восприятия, имя подСценария, изложение подСценария

  б) постановка цели, т.е. задача ориентировки

  Неминуемо возникает явление общности Сценариев и общности деятельности.

  "Форма" порождаемого сообщения заимствуется из перекодирования фрагментов Сценария и называния Действий.

  Влияние базовой формы общения на деятельность...

  ПодСценарии становятся практическим знанием, накапливаются, хранятся и передаются в текстовой форме.

  Сценарии также в косвенной форме содержат когнитивные карты.

  Включение базовой формы общения генерирует первый уровень системы Сценариев, обогащенных "базовыми речевыми Действиями".

         ВНИМАНИЕ: не путать сценарное речевое Действие как

         выполнение акта общения и лингвистического понятия

         "речевого акта" как компонента содержания

         высказывания (такая путаница имеется у Кобозевой).

  Можно считать вопросы и ответы (т.е. диалог) "второй базовой формой общения", близкой к первой.

 

         Особая форма пред-текстов "вне времени и пространства"

         согласно принципу "здесь и сейчас", т.е. она не

         задействует механизмы мнестической временной и

         мнестической пространственной деятельности по

         воспоминаниям. Это, как правило, время - настоящее,

         обстоятельства места отсутствуют (могут быть

         обстоятельства направления).

 

  В "принцип произвольности моделей мышления" входит также возможность явления "изоморфизма", когда другая модель может быть совсем не похожа на нашу, но "изоморфна" и следовательно, правильна. Возможно это относится к нейро-сетевым моделям мышления.