УДК 681.3: 581.51
Экспериментальная теоретическая концепция функциональной эпистемологии
Обухов
Л.И. 2009.
Киевская лаборатория искусственного интеллекта
alex@kazakov.kiev.ua
Излагается функциональный подход к построению теории мышления. Как альтернатива понятиям физического объекта, информации, кода, вводятся структурированные примитивы триады активности, триады коммуникации и триады движения. Иная точка зрения на фундаментальные основы возможно предоставит новые подходы к пониманию мышления и коммуникации в контексте всеобщего потока превращений.
Ключевые слова: самопродолжение, первичный поток, подобие, триада активности, генетическая программа, алгоритм развития ментальности.
Язык имеет принципиально ссылочную природу, как правило, отсылая с помощью слов и понятий к учебникам, трудам, экспериментам и фактам. В связи с этим тем большую трудность представляет работа по созданию новых понятийных сущностей в общей проблеме поиска подходов к теории мышления или по крайней мере основ теории мышления. Обозначим пункт «утечки проблемы», как введение в рассмотрение такого понятия, само существование которого дает иллюзию решения проблемы и определение, уточнение или применение которого, оказывается по трудности эквивалентным самой проблеме. Возможно это и происходит с понятиями «информация», «сознание», «понимание», «алгоритм». Сказанное заставляет нас отличать слова и фразы, используемые как научные термины в рамках создаваемой концепции и остальные слова и понятия, используемые неограниченно, но с целью лишь иллюстрации и пояснения введенных новых сущностей. Единая проблема мышления будет подразделена в группу проблем, связанных с введением и уточнением следующего набора понятий:
- первичный поток,
- подобие,
- устойчивое образование, самопродолжение,
процессуальная нить,
- объекты природы,
- триада активности и ее компоненты: восприятие, внутренний
процесс, поведение и субъект активности,
- триада коммуникации,
- триада движения,
- сообщение,
- генетическая программа,
- алгоритм развития ментальности (АРМ) [4],
- алгоритм связующего паттерна (АСП) [4].
Есть определенный смысл в том, чтобы рассматривать мышление как процесс в сложной системе, рассматривать также самого человека с модельно-информационной точки зрения как сложную органическую саморазвивающуюся систему. А это, в действительности, означает не более, чем применение определенного аппарата теории систем. Важно теперь ввести в рассмотрение на равных правах с живыми существами – также механические устройства разной степени сложности, роботы, компьютерные программные системы и спрашивать в чем их специфика поведения, движения, взаимодействия со средой по сравнению именно с растениями, насекомыми, животными и человеком?
Требует осмысления сам факт появления "разумных" феноменов у искусственных заведомо неживых систем. Столь ли непреодолимая пропасть разделяет поведение биологических объектов от небиологических искусственных объектов - тоже объектов природы? Невозможно продвигаться в области ИИ, без ясной и четкой теории мышления, основной вопрос которой: что есть мышление и как человек мыслит "на самом деле"? В отношении трактовки ментальности человека как сети сценариев мы примыкаем к упомянутой Т.А.Таран в [1] концепции Дж.Келли представления внутреннего мира человека в виде иерархии личностных конструктов (сценариев в нашей терминологии). Главный постулат Дж.Келли о том, что конкретный человек предвосхищает события путем истолкования их повторений [1, стр.60], по сути совпадает с алгоритмом развития ментальности (АРМ) [4].
Почему человек не может управлять своим мышлением? Он не может управлять тем, что управляет им самим. Не человек управляет своим мышление, а мышление управляет человеком. Мышление - та инстанция, которая несет ответственность за поведение и внешнюю деятельность человека. Мы будем искать законы и механизмы, которые управляют самим мышлением и, следовательно, деятельностью субъекта активности, в частности, человека. Идея введения триады активности – продолжение и развитие деятельностного подхода, недопустимо отрывать восприятие от мышление, мышление от поведения и восприятие от поведения. Становится ясно, что не перцептивное мышление надо сначала изучить, параллельно изучая поведение в отрыве от мышления и восприятия, а необходимо объединить все три процесса в одно единое понятие, и так созданное понятие будет заставлять исследователя постоянно иметь дело сразу со всей тройкой: восприятие, мышление, поведение. Человек, как субъект триады активности, всегда находится в контексте как других людей, так и множества самых разных субъектов триад активности других типов, живых, неживых, искусственных. Во взаимодействии с ними происходит его развитие, воспитание и вся его жизнь. Воспитывать человека могут обыкновенные неживые предметы при манипуляции с ними. В настоящее время нам представляется, что мышление следует рассматривать предельно широко как среднее звено в триаде активности: восприятие, внутренний процесс, поведение. При этом мышление принадлежит субъекту триады активности - субстрату центрального звена. При таком определении мышления оно становится присущим всякому устойчивому образованию в природе, помещенному в контекст трех потоков: потока восприятия, потока внутреннего процесса и потока поведения. Подход функциональной эпистемологии позволяет радикально решить проблему происхождения и целесообразности процессов мышления для самых различных субъектов триад активности. Начнем с описания первого базисного понятия функциональной эпистемологии - первичного потока.
Не физические объекты природы является первичными данностями и уж тем более не атомы («физикализм» в ИИ). Примыкая к гераклитовской традиции думается, следует считать абсолютно первичным движение или, что то же самое, - первичный поток изменений чего-то самого по себе. С точки зрения онтогенеза восприятия (в традиции Э.Гуссерля) взаимодействие с миром в момент рождения ребенка начинается с восприятия потока зрительных ощущений в первую очередь и ощущений по всем остальным модальностям. Особенность восприятия этого потока - отсутствие образов, отсутствие образцов для распознавания и запуск всех механизмов развития ментальности с самого начала. Мы полагаем, что объекты природы являются вторичными и производными относительно первичного потока. Специфика функционального подхода в том, что не причину движения следует объяснять, а считая движение изначальным, первозданным и абсолютным - искать объяснения возникновению устойчивых образований, объектов природы. Если мыслить мир как вакуум, в который вносятся объекты, строящиеся из частей, то всегда будет оставаться вопрос: откуда возникает движение, кто его именно так организует и почему оно целесообразно? При функциональном подходе исчезают, можно сказать снимаются, следующие трудно-разрешимые проблемы:
а) причины и природа движения;
б) причины и природа целесообразности движения;
в) причины и природа сходств, подобий, возникновения образов, понятий, слов.
Ответы на эти проблемы следующие: причиной одного движения является другое движение в вечном каузальном зацеплении, оно присутствует во всем, оно есть суть всего. Связанные друг с другом каузальные цепочки выстраиваются в процессуальные нити. Для ответа на вопросы, почему отдельные типы движения таковы, следует изучать, описывать, типологизировать, движение первичного потока целесообразного самого по себе и всегда. Проблемой в отдельных случаях может быть именно обнаружение «нецелесообразности», хотя скорее - это просто крайний и еще не изученный случай «редкой целесообразности». Подобия и сходства не есть особенность восприятия существ, подобие столь же первично и не требует объяснения как и само движение. Подобие принадлежит самой природе и является конституирующим фактором возникновения устойчивых образований, называемых нами объектами природы. Важнейший вид подобия - подобие по смежности, при этом, возникающее устойчивое образование имеет в континууме движения свою процессуальную нить, последовательность самопродолжений, называемых наблюдающими его существами объектом природы. При таком подходе мы получаем объяснение того феномена, что объекты природы имеют право терять подобие на более длительных участках времени и даже допускать «превращения», то есть конституироваться не подобием по смежности, а сохранением окружающего контекста, подобием фонов. Типичный пример превращения - трансформация яйца в новорожденного цыпленка. Рассмотрим, что следовало бы относить к естественным объектам природы:
1) гелиевый воздушный шарик, пузырек в воде, (отриц. вес)
2) огонь, ветер, дым, (процесс, а не предмет)
3) прозрачное стекло,(не воспринимается непосредственно)
4) тень, (нет веса, вещества и постоянной формы)
5) следы на дороге, (нет веса и вещества)
6) рисунки на скале, картины, фото, кино, (нет веса, вещества)
7) созвездия, (субъективность создания)
8) блики, (нет веса и инерции)
9) отражение в воде, в зеркале, (нет сохранения вещества)
10) миражи, (обман ли восприятия?)
11) песок, (нет формы)
12) воздух, вода, (косвенное восприятие, нет формы)
13) горы, (нет контура снизу, объем?)
14) район, поселение,(нет четкости идентификации)
15) русалки, йетти, Лох-Несское животное, Иисус Христос, барон
Мюнхгаузен, (восприятие по рассказам)
16) кроманьонский человек, (воспринимается косвенно)
17) мысли, образы, идеи, понятия, (дано только интроспекции)
18) атомы, электроны, галактики, звезды, луна, кометы, (понятия)
19) искусственные вещи, (несут на себе сообщения)
20) живые и разумные существа (нет простых законов движения)
21) умные машины (живые ли?)
Грех «физикализма» в теории мышления проявляется в объяснении феноменов мышления и его происхождения достижения современной физики. Не все перечисленное выше действительно является физическим объектом. Но все является объектами в наивном, бытовом человеческом смысле, в мезокосме. С точки зрения радикального физика пузырек в воде есть артефакт, иллюзия, поскольку в наивном восприятии обладает «отрицательным весом», тянется вверх. При этом физик забывает, что именно благодаря метафорам, аналогиям и подобиям, на которых основано мышление, и были открыты атомы, электроны и элементарные частицы, которые сами являются «научными метафорами». Одна из труднейших задач теории мышления - порождение и понимание речи, требует найти природные основания для сущностей того, о чем думает человек. Сейчас мы скажем так, что движение природы отражается в движении ментальности и устойчивые образования имеют право на существование как в природе, так и в движении ментальности. Функционально-эпистемологический подход является более необычным и изощренным, порой ставит новые задачи, но еще один довод в его пользу - мышление есть постоянное и неостановимое движение, более того, устойчивые образования в среде самого мышления имеют тенденцию к постоянному круговому обновлению. Мелодию нельзя «держать» как предмет в руках, ее надо все время про себя напевать по кругу. Каждый из 18 типов объектов, представленных выше имеет свою особенность. Объекты в п.2 строго говоря являются процессами, но в языке они обозначаются не глаголами, характерными для обозначения процессов, а существительными - почему? Огонь, будучи процессом, занимает определенную позицию, может восприниматься органами зрения, возникает, продолжается и разрушается, может даже переноситься на другое место, почему бы его не считать полноправным объектом природы? Определенные трудности с определением в качестве объектов «ветра» и «дыма». В случае прозрачного стекла ситуация очень подобна образованию представления о чем-то, что непосредственно не воспринимается органами зрения, но воспринимается косвенно как искажения при осмотре других объектов, более простой природы. Отметим, что если наблюдать прозрачное стекло среди других стекол, то идентификация значительно затрудняется. Рассмотрение «тени» в качестве объекта природы представляло трудности испокон веков, несмотря на простое физическое объяснение, феноменологическое поведение тени далеко на так просто. От феномена «тени» мы переходим к такому объекту природы как рисунок на скале, картина и фотография. Можно ли вводить их на равных правах с другими объектами природы? Обладает ли рисунок на скале весом? Объективен ли он? Можно с уверенностью сказать, что в хорошем рисунке бизона все члены племены узнают не только бизона вообще, но возможно даже и конкретного бизона, пойманного в какое-то время. Мы считаем, что рисунок на скале, картину и фотографию следует считать особой формой объектов природы в специальной для них типологии «объектов-сообщений», или «объектов-знаков». В п.7 «созвездие» демонстрирует ту особенность некоторых объектов природы, что они как-то выделены из бескончного множества других, почему у созвездия Большой Медведицы должно быть 7 звезд? Не является ли вообще Большая Медведица не более чем соглашением? В п.15 «русалка» древним людям была представлена рассказами и легендами и, благодаря подробным описаниям, в ее существовании не сомневались, как сейчас.
Благодаря введению устойчивых образований внешний мир значительно обогатился, теперь говоря о «предметности», говоря о физических денотатах слов и понятий, к ним следует относить и устойчивые образования самой природы. Но принадлежит ли ментальность человека или животного самой природе? Наверное да, как и самого этого человека или животного. В таком случае их ментальные процессы и их результаты оказывая воздействие на природу, сами являются в той же степени реальными, что и результаты воздействий. Восприятие тени от физического объекта может через субъекта ее видящего, приводить к последствиям отличным от тех, которые возникают при ее отсутствии. Поэтому как сама тень, так и отражение в зеркале реально существуют, поскольку оказывают причинное влияние на последующие процессы в природе, связанные с «более реальными» образованиями, к каким мы относим объекты с массой (тень не обладает массой), размерами и т.д.
Перейдем к описанию основных понятий.
Первичный поток - гераклитовская абсолютная изменчивость как таковая, изменение само по себе, позволяющее аксиоматически выводить через устойчивые образования - вещи, сущности, предметы, образы и существительные (в лингвистике). Что видит ребенок, только что появившийся на свет (время для обнаружения аксиом восприятия), как не некую движущуюся мерцающую цветную протоплазму с непонятными шумами, звуками и мяуканиями? Именно из нее возникнут совсем скоро мячики, стулья, столы и игрушки. Мы считаем, что ребенок воспроизводит в начальные моменты после своего появления не только зарождение восприятия человека, но зарождение самой природы и науки о ней.
(Первичное) подобие - слежение наблюдателя или самой природы за определенной частью первичного потока, для которой обнаруживается это подобие в различные моменты между собой. Можно полагать, что пространственное равенство
расстояний и форма есть следствие подобия, так что и само пространство выводимо из типологии разного рода подобий в изменчивости. В кривом зеркале все метрические эталоны искривляются и его мир есть мир не кривой, а такой же равномерный по всем направлениям, ибо он изоморфный этому миру. При искривлении пространства все его обитатели могут этого не замечать, поскольку искривляются и эталоны длины в зависимости от своих позиций. Многие случаи реального подобия в биологии и в природе не только могут быть обнаружены наблюдателем и его органами чувств, его рассуждением и восприятием, но имеют реальную причину. Стайка воробьев состоит из подобных особей по простой причине - они все - родственники. Подобие биологических объектов в первую очередь объясняется не подобием их восприятия, а явлениями реального родства, общего происхождения в генеалогическом дереве и работой генетической программы, которая будучи подобна сама (относительно постоянна как таковая, чтобы правильно работать), создает подобные между собой организмы. Существует еще один очень важный тип подобия - по способу производства, автомобили одной марки внешне похожи, потому что они выпущены по одной общей генетической программе (проект, техническое задание на автомобиль, чертежи), часто на одном и том же заводе.
Процессуальная нить - субстрат подобия, выделяемый в первичном потоке как самоподобное во времени и пространстве образование. Процессуальные нити могут поддерживаться, возникать из ничего, сходиться и расходиться между собой.
Устойчивое образование - эквивалент процессуальной нити, общий выделяемый из первичного потока кандидат на предметы, вещи, физические объекты. При таком понимании вещи не обязаны как кристаллы быть абсолютно тождественными во времени самим себе, они изменяются, превращаются, размножаются, разделяются, разрушаются, эволюционируют. При таком понимание огонь становится вполне нормальным, не химическим процессом, а именно физическим объектом, устойчивым образованием, которое попадает в язык в форме существительного, а не глагола, и принимает различные качества, может иметь размер и форму.
Субъект активности - взаимодействующее с первичным потоком выделенное на основе подобия некоторое устойчивое образование, обладающее собственной триадой активности.
Триада активности - три процесса, связывающие субъекта активности с внешней средой (правильно также - выделяющие, или конституирующие его из среды), которой является базовый первичный поток. В триаду активности входят три процесса: восприятие, внутренняя переработка и поведение. Основные примеры триад активности и коммуникации:
Триада мышления:
Восприятие Поведение
>=====> Мышление ========>
Триада действия:
Условия Результат
>=====> Действие ========>
Триада обработки:
Вход Выход
>=====> Обработка =======>
Триада процедуры:
Аргументы Возврат-результат
>=====> Программа =======>
Триада переменной:
Присвоение Использование по значению
>=====> Хранение =======>
Триада нейрона:
Вх.дендриты Вых.-дендриты
>======> Нейрон ========>
Триада коммуникации:
Источник Адресат
>=====> Сообщение =======>
«Партитивная структура» на устойчивых образованиях – это свойство композитности, возможность «выделения частей».
Триады активности могут образовывать цепочки, синтагмы и сети (парадигмы), когда результаты (поведение) одних триад связывается со входом других.
Определенная сетевая топология триад образует то, что уже можно назвать генетической программой.
Особенность программы как триадного элемента - фиксация имени и смысла действия, параметризация, обработка динамики «образов» при различных входах и выходах, взаимодействие процедуры с образом.
Понятно, что «триадная парадигма» - это естественное продолжение деятельностного подхода в психологии.
Идея триады активности развивает, используемое нами ранее понятие когнитона, как единицы активности в процессах мышления и деятельности.
Процессуальная нить, взятая по своему характеризационному подобию на одном уровне, на другом нижнем уровне подобия становится изменчивой и превращается в «процессуальную трубку», изменения в которой естественно связываются с развитием. Изменения на нижнем топологическом уровне подобия происходят плавно и переходят порог более грубого верхнего уровня подобия, на уровне которого отмечается дискретное изменение в некоторой шкале. Таким образом процессуальная нить, позволяющая говорить об определенном объекте, на других уровнях оказывается процессом и понятие объекта как устойчивого образования теряет своит четкие очертания. Ведь даже в физике самый твердый и определенный физический предмет есть система сгустков химических веществ и полей, связанных взаимодействием и самый твердый предмет в своем существовании может попадать в условия, когда он становится мягким и разрушается.
... общение в настоящее время стало пониматься не как передача информации от одного субъекта другому, а как процесс внутренней саморегуляции социальной группы... /А.А.Леонтьев/
Триада активности всегда находится в качестве элемента, ячейки, единицы некоторой большей системы активности.
Система активности - определенный ограниченный временем диапазон процесса, когда что-то происходит в определенной области пространства.
Система активности позволяет выделить отдельных действующих в ней субъектов и предметов, подпроцессов, относительно которых мы говорим об их триадах активности (восприятие, внутренний процесс, поведение). Системы активности различаются по составу взаимодействующих компонент, могут ли за период рассмотрения в системе активности эти компоненты возникать, исчезать, изменяться и превращаться?
Изменение предмета в отличие от превращения предмета, содержит его нозологическую идентификацию, в частности, название предмета (как выражение суммы сущностных признаков). Превращение предмета изменяет его воспринимаемую идентификацию, часто следствием этого является изменение названия, что означает серьезные изменения суммы сущностных признаков (в момент вылупления «яйцо» начинает называться цыпленком, хотя - это одна и та же сущность, один и тот же объект, второй пример - ребенок начинает называться подростком, а подросток - юношей). Особенность изменения и превращения - непрерывность существования, в обоих случаях можно говорить об «онтологизации» и самопродолжении.
Активность и движение мы разделяем на:
а) локализованное в пространстве и времени, т.е. как некоторый субъект или небольшая группа в ограниченном объеме и в небольшом диапазоне времени;
б) не локализованное, массовое, активность большой массы людей, активность целой популяции вида, ураганы и смерчи. Не локализованность в пространстве, не локализованность во времени при изучении активности означает, что изучается не конкретная датировка, а группа диапазонов времени с разными датами, которая позволяет говорить об обобщенной активности в силу их подобия на этих диапазонах. Это – обнаружение общего, подобного в отдельных реализациях обобщенной активности по отдельным датировкам, как мы знаем именно то или иное подобие «конституирует» определенные устойчивые образования, в данном случае обобщенное представление о событии, происшествии.
в) имеющие субъекта, как устойчивое образование, что возможно для локализованных форм активности.
Главный постулат целесообразности первичного потока.
Всякая активность, всякое движение в природе выполняется, управляется некоторой генетической программой. Но что это такое - генетическая программа активности?
Генетическая программа – это информационный план, стратегия, сценарий активности, допускающий описание в том или ином языке. Зная план и начальные условия, по закону Лейбница мы знаем и развитие всего процесса активности, и всякий будет получать одно и то же описание этой активности как следствие знания начальных условий и генетической программы движения, развития процесса, «генома активности». Во многих случаях удается найти и даже расшифровать субстрат генетической программы и указать на ее носитель, обеспечивающий ее хранение и последующую интерпретацию. Еще один интересный пример генетической программы, воспроизводящей каждый раз сохраненную в ней музыку - это граммпластинка. Не составом вещества грампластинки определяется то, что она будет играть, а ее «воспитанием», ее «обучением» и содержимым ее «памяти». Представление о генетической программе как более точное и ясное может служить заменой бывшего понятия информации уже неоднократно раскритикованного как расплывчатое, неопределенное и не формализованное.
Примеры:
а) для активности неживых объектов (и живых) природы на языке механики, система законов механики и является генетической программой (или ее ядром), управляющей их движением.
б) поведение и активность автомобиля определяется ментальной генетической программой, находящейся в голове водителя. Автомобиль и водитель образуют единое целое как система активности своей триадой активности (восприятие, мышление и поведение).
Генетическая программа активности сопрягается с триадой активности. Что такое восприятие (соотв. поведение) в процессе активности? Это прием (соотв. передача) сообщений во взаимодействии с внешней средой. Существование генетической программы всякого движения в природе (в описанном выше смысле) неизбежно вытекает из принятия закона Лейбница о детерминации процессов в природе начальным состоянием и законами движения.
Одна программа активности одного субъекта может вступать в конфликт с другими программами активности, поэтому результирующее поведение не будет определяться только ей одной, но оно все равно будет определяться суммой генетических программ, участвующих во взаимодействии, в активности субъектов. Сумму генетических программ можно рассматривать снова как некоторую формальную генетическую программу. Наоборот, мы знаем, что и мышление человека в парадигме генетической программы может образовывать отдельные «модули», «блоки», взаимодействующие между собой как субъекты активности, и даже конфликтовать друг с другом.
Имеется два типа подобия
а) подобие в смежные моменты времени, конституирующее развитие и изменение устойчивого образования, конституирование объекта подобия.
б) подобие одновременно существующих в малом диапазоне времени двух устойчивых образований в разных местах пространства. «Пространственное подобие». Такое подобие всегда имеет свое происхождение.
Происхождение генетической программы - в подобии, общности, явления репликации, размножения или производства идут по одному и тому же плану.
С генетической программой связаны два взаимнообратных явления –
а) «запись» структуры активности на структуру устойчивого образования
б) обратный процесс «чтения», интерпретации генетической программы как структуры устойчивого образования с воспроизведением активности, залогом подобия активностей становится подобие устойчивых образований и повторяющихся актов интерпретации, или условий «запуска».
в) интерпретация, чтение генетической программы как структуры устойчивого образования с воспроизведением активности, залогом подобия активностей становится подобие устойчивых образований в повторяющихся актах интерпретации, условий запуска.
Особенность живых существ - механизм записи и воспроизведения генетических программ в своей памяти, на своем носителе, средствами своей нервной системы. Неживые предметы и объекты природы как правило лишь пассивно участвуют в движениях, выполняемых по генетическим программам. Однако и они могут быть носителями генетических программ, т.е. обладать своеобразной памятью (тот же пример с грампластинкой).
Повторяемость процессов во времени вызвана повторяемостью начальных условий запуска и самопродолжения генетической программы на определенном устойчивом образовании, носителе. Примеры генетических программ:
а) нарисованный на карте фломастером маршрут будущего путешествия;
б) запись, дорожка на грампластинке;
в) изгибы спуска на лыжной трассе. Первый лыжный след на свежем нетронутом снегу лыжного спуска есть первая запись лыжной трассы, генетической программы дальнейших сппусков других лыжников.
г) дифференциальные уравнения механики определяющие и предсказывающие полет снарядов по баллистической траектории;
д) уравнения гидродинамики, предсказыввающие и управляющие движением твердых тел в жидкостях.
Всякий объект природы обладает целостностью и единством, это его конституирующий признак, т.е. без обладания этим признаком нельзя даже сформировать представление и дать правильное название. Нарушение целостности и единства заставляет говорить о множественности, распадении обратившего на себя внимание образа, сущности природы на независимые части. Допустим 6 стаканов стояли на подносе, все вместе обладая целостностью, но снятые и расположенные на столе они уже составляют изолированные сущности. Тем не менее математически можно искусственно сформировать представление о системе из любых 6 стаканов, 6 изолированных частей своим умственным усилием, объединив их как систему, как это делается создавая представление о созвездиях на небе. В теории систем системы описываются и классифицируются, наша задача - найти механизмы, формирующие и создающие системы, найти механизмы, лежащие в основе их активности.
При распадении и разрушении объекта природы совсем не обязательно выявляются его части, детали, элементы как в разбившемся будильнике. В случае живых объектов многие части только и существуют пока объект живой. Следовательно, процессы разрушения, разъединения не конституируют части, части должны иметь собственное описание.
Пример цепочки триад активности:
1. Человек, выводящий акты поведения на пульт управления
2. Пульт управления, воспринимающий манипуляции человека и
выражающий свое поведение в передаче сигналов спортивной
модели самолета.
3. Спортивная модель самолета, воспринимающая
управляющие сигналы от пульта управления, и выражающая
свое внешнее поведение формой и качеством полета.
Цепочка замыкается, когда это поведение воспринимается
человеком в первой триаде активности.
Поведение, движение модели самолета в конечном итоге определяется, детерминируется, каузируется генетической программой в ментальности человека и это все из-за жесткости, рефлекторности триад активности пульта управления и самой спортивной модели, которые не отбрасывают, не критикуют воздействия на них, а покорно переводят их в действия своего поведения.
Вдоль цепочки активности передается сообщение, начало которого находится в ментальности человека. Но и полет спортивной модели не конечное звено в движении сообщения. Зрители, увидев полет модели самолета и понимая, что им управляет человек, выражают свое восхищение, которое наблюдает этот человек, он получает обратную связь. Сообщение выполняет полный круг и возвращаясь к автору, начинает новый круг нового сообщения, нового виража: как будто автор управляя спортивной моделью все время ведет диалог со зрителем, «посмотрите какой вираж совершит модель благодаря мне!».
Акт передачи сообщения сам является триадой активности, генетическая программа которой и есть «код» этого сообщения. Сообщение, как средний член триады коммуникации может быть онтологизировано, на него можно посмотреть как на самостоятельную сущность, передаваемую от источника к адресату и от адресата к следующему адресату с сохранеием своей идентичности (сущность, «абстракция сообщения»). Внешняя форма сообщения при передаче изменяется, оно подвергается превращению, но остается неизменной его суть – вызывать генетически запрограммированные изменения в адресате или служить генетической программой.
Сообщение есть центральный компонент триады коммуникации. Но каков субстрат сообщения? Что это такое? Констатация того, что сообщение есть информация - тавтология. Добавим, что в триаде коммуникации между двумя устойчивыми образования (в первичном потоке) выделено направление передачи сообщения.
Важные примеры сообщений («сообщения» в понимании Г.Бейтсона) -
-- верблюд оставляет сообщение на поверхности пустыни в виде своих следов;
-- кровь в кровеносной системе передает гормональное (или адреналиновое) сообщение органам и изменяет каузально их поведение;
-- звукозаписывающий аппарат, прорезая бороздку в грампластинке, создает сообщение, суть которого в музыке, в мелодии;
-- отраженный от предметов свет, попадая на сетчатку глаза и в
ментальность человека, передает сообщение об этих предметах (как устойчивых или превращающихся образованиях);
-- человек в процессе внешней деятельности, изменяя предмет, передает ему сообщение в виде, допустим, изменения его формы;
-- всякий искусственный предмет, созданный на производстве несет в себе через свою функциональность, внешний вид, состав, систему свойств - сообщение, источником которого является автор продукта и его изготовители. Адресат такого сообщения, пользуясь предметом испытывает на себе кодирующее влияние этого сообщения.
-- порождение и восприятие речи есть две стороны в триаде речевой коммуникации, источником и адресатом является один и второй человек, сообщение - средний член триады - есть смысл передаваемого фрагмента в речевом коде
-- письмо есть прерванный акт коммуникации, когда источник сформировал сообщение, зафиксированное в изменении состояния или формы определенного устойчивого образования (объекта) природы. Второй акт коммуникации наступает позже при приеме адресатом этого сообщения, при его чтении.
В триаде активности - можно выделить сообщение - как субстрат, квант восприятия и одновременно субстрат и квант поведения. В первом случае мы говорим о входном сообщении, во втором - о выходном сообщении. В диаграмме коммуникации возникает любопытная двойственная ситуация, если рассматривать сообщение само в качестве субъекта некоторой активности:
(триада активности)
входное сообщ. => индивид => выходное сообщение
восприятие поведение
(триада коммуникации)
говорящий => сообщение => слушающий
Можно полагать, что сообщение имеет свой собственный субстрат (может быть уместно было бы его и называть «информацией»). Мы скажем, что говорящий активизировал сообщение. Триаду коммуникации можно было бы трактовать как триаду активности, субъектом активности которой является сообщение, часть «восприятие» есть источник, а «поведение» – адресат сообщения. Тогда становясь субъектом активности, сообщение меняет свой источник и адресат, оставаясь самим собой и, возможно, развиваясь. Сообщение постоянно циркулирует в популяции источников и адресатов, может размножаться, превращаться, возникать и исчезать. Теперь вспомним, что процессуальную нить, т.е. нечто самоподобное, некое самопродолжение мы можем трактовать как объект, вещь, предмет, поэтому и мысль, в той степени, в какой она остается собой при смене голов, источников и адресатов, допускает трактовку как некое устойчивое образование. «Двойственный мир» сообщений и есть «мир мыслей», которые могут циркулировать в самой ментальности отдельного индивида, когда он своим мышлением воспроизводит ситуацию говорящего, источника и затем слушающего, адресата. Субстратом процесса мышления оказывается мысль, сообщение. Мы не говорим, что «мысль передается» из ментальности в ментальность, ибо передача - и есть форма существования мыслей, которые никогда не могут остановиться, как рыбы в океане, постоянно плывущие, чтобы дышать жабрами. Этот океан информации, в котором циркулируют мысли можно было бы назвать «общественным сознанием», однако может быть лучше его отождествить с ноосферой. Мысль временно поселяется в голове того или иного индивида и, питаясь его мыслительной активностью, превращается, обогащаясь и перемещаясь в тело следующего индивида, как рыба постоянно плывет из одной точки в другую. Мысль, как субъект активности, имеет собственную триаду активности, т.е. свой собственный аналог «восприятия», превращения и «поведения», свой вход, обработку и выход. В таком понимании будем говорить об «автономии мысли», ее самостоятельном существовании. Теории образуют в пространстве ноосферы ландшафты, горы и местности, как достаточно устойчивые образования.
Заключение
В заключение выразим надежду, что представленный в статье подход, будучи по существу экспериментальным и не конфликтующим с другими «теориями мироздания» тем не менее позволит приблизиться к построению основ теории мышления в направлении моделирования именно процессуальной, креативной детерминанты мышления. Возможно «специальная теория мышления» (вычислительный аспект общей теории мышления) имеет право на поиски таких концепций, которые не мотивируются атомной или квантовой физикой, а допускают эксперименты с «аксиоматикой бытия».
1. Таран Т.А., Зубов Д.А. Искусственный интеллект. Теория и приложения. Луганск, Восточно-украинский Национальный Университет имени Владимира Даля. 2006.
2. Казаков А.И., Обухов Л.И., Система понимания естественного языка. Материалы конференции «Интеллектуальный анализ информации», Киев, 17-20 мая, 2005, Сборник трудов. Издательство Просвита, г. Киев, 2005.
3. Казаков А.И., Обухов Л.И., К целостной модели мыслительной деятельности. Материалы конференции «Интеллектуальный анализ информации», Киев, 16-19 мая, 2007, Сборник трудов. Издательство Просвита, г. Киев, 2007.
4. Казаков А.И., Обухов Л.И. Проект теории когнитронов. Материалы конференции "Интеллектуальный анализ информации", Киев, 2008. – Сб. трудов. - Просвита, г.Киев - 2008.