Роджер Шенк
Добавил(а) Psychology OnLine.Net

Рожер Шенк (Schank)

Основной вклад Роджера Шенка заключается в том, что он сформулировал (вместе с Абельсоном) теорию "сценариев" и ее позднейшую модификацию — динамическую теорию памяти.

Концепция схем была впервые предложена Ф. К. Бартлеттом, который определял их как систему знаний, создаваемую на основании опыта и определяющую интерпретацию новой информации и будущие поступки. Концепция выглядело несколько размыто, но Шанк и Абельсон усовершенствовали и развили ее.

Они предположили, что люди создают схемы или, как они их называли, сценарии, для переживания типичных событий.
Классический пример — обед в ресторане. Обстановка включает в себя ожидание того, что будет происходить, когда мы придем в ресторан, как нас будут обслуживать и как мы уйдем.
Сценарии — это последовательность действий, которые мы осуществляем в стереотипных ситуациях. Шенк и Абельсон привели существенные эмпирические доказательства существования таких структур знания.

Однако первоначальная формулировка теории была ограничена неподвижностью сценариев. В частности, она не могла объяснить упорядоченное поведение в новых или неожиданных ситуациях, не могла она объяснить и того, как люди распознают целенаправленное поведение в ситуациях, для которых у них нет сценария (например, медицинская операция или ограбление банка). Для того чтобы устранить эти ограничения, Шенк модифицировал свою теорию и создал динамическую теорию памяти.

Динамическая теория памяти включает в себя понятие об организованных блоках памяти.(eng. MOP (Memory Organization Packets) Эти блоки представляют из себя кластеры событий, которые называются сценами. Сцены — это собрание высокоорганизованных компонентов. Организованные блоки памяти объединяют в себе набор сцен и добавляют специфические контекстуальные сведения.
   Введение понятия блоков памяти и сцен сделало теорию более гибкой, так как сцены могут перестраиваться как угодно.
   Кроме организованных блоков памяти, существует еще более высокий уровень организации, называемый точками тематической организации (ТТО; eng. TOP (Thematic Organization Point)). ТТО мень­ше связаны с конкретными ситуациями и обычно относятся к главным темам всей последовательности эпизодов. ТТО играет важную роль в напоминании личности о том, что она должна делать.

Теория Шенка имеет целый ряд проблем, связанных с тем фактом, что она в какой-то мере лишена принципов. То есть обычно несложно создать схему или сценарий для любой наблюдаемой модели поведения. Другими словами, теория прекрасно объясняет поведение в момент его проявления или пост фактум, но обладает ограниченными возможностями предсказания.

 

Журнал "Психология" - статьи, новости, форум! Консультации психологов.

www.psychologies.ru


MOP (Memory Organization Packets) — пакет организации памяти, в котором связываются знания из разных фрагментов (эпизодов) реальной картины мира [Schank, 1982].
Функции МОР:

МОР отличаются от сценариев двумя основными параметрами: количественным — охватывают гораздо больший объем знаний; уровнем обобщения знаний — включают такие категории, как цели и мотивы. Кроме того, сценарии ограничены последовательностью действий, происходящих в одном глобальном контексте. МОР могут содержать информацию относительно нескольких глобальных ситуативных контекстов. С каждым МОР ассоциируется набор МОР-связей, которые определяют отношения между ними. Примером использования таких структур знаний является система BORIS [Lehnert et al., 1981], понимающая короткие связные тексты.

TOP (Thematic Organization Point) — точки тематической организации, являющиеся высокоуровневыми независимыми от предметной области структурами знаний, описывающими сходство между ситуациями в различных областях [Schank, 1982]. Назначение ТОР:


Sohank et al., 1975 , Sohank R.C., Abelson R.P. Soripte, plane and.knowledge // Advanoed Papers of the 4th. IJCAI.Tbilisi.-1975. -Vol.1. -P.151-157.

Sohank, Sohank R.C.,1982, Dynamic memory. -Cambridge,Maes.: Cambridge Univ.Press,1982.

Lehnert et al., 1981, Lehnert W.G. Dyer M.G., Johnson P.N., Yang C.J., Harley S. BORIS - an experiment In in-depth understanding of narrativee // Artif. Intell. -1981 .-Vol. 20.N.1.-P.15-62.

Выдержка из:
ст. 58, Литвинцева Л. В., Сценарии, Справочник Искусственный интелест., кн. 2, Модели и методы, под. ред. пр. Д. А. Поспелова, М., Радио и связь, 1990.