Роговенко А. С.
Информационно-логические биоморфные системы
2012 г
Москва
Джерело:
http://ilbs.ucoz.com/
Аннотация.
Данная работа может быть отнесена к области знания, которая именуется «искусственным интеллектом». Она содержит обзор модели представления знаний, ориентированной на создание искусственных информационно-логических систем, способных осуществлять полномасштабное функциональное моделирование процессов, протекающих в нейронных сетях животных и человека – процессов наблюдения за внешней средой, мышления, включая поиск решений, приобретения знаний и выполнения действий. Рассмотрены также структура и элементы общей схемы функционирования систем этого вида. Первая версия этой модели представления знаний была предложена автором в 1990 году. Она явилась итогом работ, проводившихся в 1982 – 1990 годах. К настоящему времени эта модель претерпела существенные изменения. В обзор вошли несколько разделов работы, которая представляет собой, по существу, технический проект информационно- логических систем указанного класса.
© Роговенко А.С. 2012.
Оглавление
- Предисловие…....…………………………………………………………………………...17
- Введение…...…………………………………………………….…………………………..20
- ●Информационно-логические биоморфные системы (ИЛБС). ......................................... 20
- ●Модель представления знаний «Активная Пирамидальная Сеть» (АПС). .................... 20
- ●Место ИЛБС в моделировании интеллекта. ...................................................................... 20
- ●●Компьютеры и ИЛБС. .................................................................................................... 20
- ●●Системы искусственного интеллекта и ИЛБС. ........................................................... 21
- ●●Нейроподобные сети и ИЛБС........................................................................................ 21
- ●●Нейронные сети и ИЛБС................................................................................................ 21
- ●Методика построения инструментальных и прикладных ИЛБС. ................................... 24
- ●Недостатки и достоинства ИЛБС. ...................................................................................... 24
- ●Проблема многообразия уровней развития мыслительных способностей
- естественных обучающихся систем.................................................................................... 25
- ●Текущее состояние работы. ................................................................................................ 26
- ●Замечания относительно терминологии. ........................................................................... 28
- ●Замечание относительно отображения ударений в словах. ............................................. 30
- Часть I.
Постановка задачи и подход к её решению.
Основные понятия………….32
- 1. Постановка задачи. ............................................................................................................. 32
- 2. Современное состояние проблемы «искусственный интеллект» и смежных дисциплин ........................................................................................................ 32
- 2.1. Предварительные замечания. ...................................................................................... 32
- 2.2. Искусственный интеллект. .......................................................................................... 32
- 2.2.1. Функциональное направление искусственного интеллекта............................... 32
- 2.2.2. Структурное направление искусственного интеллекта...................................... 36
- 2.3. Психология.................................................................................................................... 38
- 2.4. Нейронаучное направление. ........................................................................................ 38
- 3. Подход к решению задачи. ................................................................................................ 42
- 3.1. Возможно ли в настоящее время полномасштабное моделирование
- мыслительной и поведенческой деятельности животных и человека?................... 42
- 3.2. Существо подхода. ....................................................................................................... 42
- 3.3. Основные компоненты обучающейся системы. ........................................................ 43
- 3.3.1. Память обучающейся системы.............................................................................. 43
- 3.3.2. Конструкции представления знаний..................................................................... 43
- 3.3.3. Метапроцедуры....................................................................................................... 45
- 3.3.4. Априорные знания.................................................................................................. 46
- 3.3.5. Подсознание и сознание. ....................................................................................... 47
- 4. Основные понятия. ............................................................................................................. 47
- 4.1. Обучение и обучающиеся системы. ........................................................................... 47
- 4.2. Реальный мир и сущности реального мира. Операционная среда. ......................... 48
- 4.3. Модель представления знаний «Активная Пирамидальная Сеть - 2010». ............. 48
- 4.3.1. Предварительные замечания. ................................................................................ 48
- 4.3.2. Модели представления данных и знаний............................................................. 48
- 4.3.3. Основные черты модели представления знаний,
- ориентированной на создание ИЛБС. .................................................................. 49
- 4.3.4. Схема модели представления знаний
- «Активная Пирамидальная Сеть - 2010».............................................................. 49
- 4.3.4.1. Общие сведения. ............................................................................................... 49
- 4.3.4.2. Множество R сенсоров. ................................................................................... 49
- 4.3.4.3. Множество Eо эффекторов. ............................................................................. 50
- 4.3.4.4. Множество Eу управляющих и служебных элементов. ................................ 50
- 4.3.4.5. Множество S узлов сети. ................................................................................. 50
4.3.4.6. Множество L связей сети................................................................................. 51
- 4.3.4.7. Множество T типов композиции узлов в ассоциации и образы
- сущностей реального мира. ............................................................................. 51
- 4.3.4.8. Множество P метапроцедур. ........................................................................... 52
- 4.3.4.9. Множество априорных Iа образов (знаний). .................................................. 52
- 4.3.4.10. Текущий уровень Us возбуждения системы. ............................................... 52
- 4.3.5. Соотношение ИЛБС и модели представления знаний АПС-2010..................... 52
- Часть II. Функциональная схема обучающейся системы….…………………………53
- 5. Предварительные замечания. ............................................................................................ 53
- 6. Система управления и органы жизнеобеспечения обучающейся системы. ................. 53
- 7. Функциональная схема обучающейся системы. ............................................................. 54
- 8. Сенсорная подсистема. ...................................................................................................... 55
- 8.1. Предварительные замечания. ...................................................................................... 55
- 8.2. Частные сенсорные подсистемы. ................................................................................ 55
- 8.3. Компоненты частной сенсорной подсистемы. .......................................................... 55
- 8.4. Классы сенсорных подсистем. .................................................................................... 55
- 9. Эффекторная подсистема. ................................................................................................. 56
- 9.1. Предварительные замечания. ...................................................................................... 56
- 9.2. Виды эффекторов. ........................................................................................................ 56
- 9.3. Частные эффекторные подсистемы. ........................................................................... 56
- 9.4. Компоненты частной эффекторной подсистемы. ..................................................... 57
- 9.5. Классы эффекторных подсистем. ............................................................................... 57
- 10. Мультипериферийный отдел памяти. ............................................................................ 57
- 11. Понятийный отдел памяти............................................................................................... 57
- 12. Память системы. ............................................................................................................... 58
- 13. Средства управления памятью системы......................................................................... 58
- 14. Уровни представления знаний. ....................................................................................... 59
- Часть III. Отображение реального мира в памяти обучающейся системы………..60
- 15. Сущности реального мира, элементы знаний, ассоциации элементов знаний,
- образы сущностей реального мира. ................................................................................ 60
- 15.1. Сущности реального мира (СРМ). ............................................................................ 60
- 15.2. Элементы знаний, ассоциации элементов знаний и образы СРМ. ........................ 60
- 15.2.1. Общие сведения. ................................................................................................... 60
- 15.2.2. Элементы знаний (ЭЗ).......................................................................................... 60
- 15.2.3. Образы сущностей реального мира. ................................................................... 60
- 15.2.4. Узлы и элементы знаний...................................................................................... 61
- 15.2.5. Функции элементов знаний. ................................................................................ 62
- 15.2.6. Возбуждающие и управляющие входы элементов знаний. ............................. 62
- 15.2.7. Виды элементов знаний и образов...................................................................... 62
- 15.2.8. Ассоциации элементов знаний............................................................................ 63
- 15.2.8.1. Общие сведения. ............................................................................................. 63
- 15.2.8.2. Мощность (длина) ассоциации. .................................................................... 63
- 15.2.8.3. Суперассоциация и субассоциация............................................................... 63
- 15.2.8.4. Типы композиции элементов знаний в ассоциациях и образах................. 63
- 15.2.8.4.1. Перечень типов ассоциаций. ................................................................... 63
- 15.2.8.4.2. Типы конструкций представления знаний, образов СРМ и ЭЗ. .......... 64
- 15.2.8.4.3. Факторы, определяющие тип ассоциации. ............................................ 65
- 15.2.8.5. Операции на ассоциациях.............................................................................. 66
- 15.2.8.6. Множество аналогичных ассоциаций. ......................................................... 66
- 15.2.8.6.1. Ассоциации типа «КР»............................................................................. 66
- 15.2.8.6.2. Ассоциации типа «КЗ». ............................................................................ 67
- 15.2.8.6.3. Ассоциации типа «И»............................................................................... 68
- 15.2.8.6.4. Константные субассоциации в одной суперассоциации. ..................... 68
- 15.2.9. Множество аналогичных образов. ...................................................................... 68
15.2.9.1. Общие сведения. ............................................................................................. 68
- 15.2.9.2. Обобщённые образы....................................................................................... 69
- 15.2.9.3. Типы образов, образующих множества аналогичных образов. ................. 69
- 15.2.9.4. Обобщение эффекторных образов................................................................ 69
- 15.2.9.5. Когда возникает новое множество аналогичных образов? ........................ 69
- 15.2.9.6. Порождающая способность обобщённого образа....................................... 69
- 15.2.10. Схема образа. ...................................................................................................... 69
- 15.2.11. Роли элементов знаний в ассоциациях и образах............................................ 70
- 15.2.12. Семантика элементов знаний. ........................................................................... 70
- 15.2.13. Связи в образах. .................................................................................................. 71
- 15.2.13.1. Семантика связей.......................................................................................... 71
- 15.2.13.2. Динамика связей. .......................................................................................... 72
- 15.2.13.3. Направление передачи сигналов по связям. .............................................. 72
- 15.2.13.4. Виды связей................................................................................................... 72
- 15.3. Макрокадры. ............................................................................................................... 73
- 16. Конструкции представления конкретных знаний. ........................................................ 75
- 16.1. Предварительные замечания. .................................................................................... 75
- 16.2. Конструкции типа «КР». ............................................................................................ 75
- 16.2.1. Общие сведения. ................................................................................................... 75
- 16.2.2. Применение конструкций типа «КР». ................................................................ 75
- 16.3. Конструкции типа «КЗ». ............................................................................................ 76
- 16.3.1. Общие сведения. ................................................................................................... 76
- 16.3.2. Образы моноциклические и мультициклические.............................................. 76
- 16.3.3. Применение образов типа «КЗ». ......................................................................... 76
- 16.4. Конструкции типа «И». .............................................................................................. 77
- 16.4.1. Общие сведения. ................................................................................................... 77
- 16.4.2. Применение конструкций типа «И». .................................................................. 77
- 16.5. Конструкции типа «ИЧП». ........................................................................................ 78
- 17. Конструкции типа «ИЛИ». .............................................................................................. 79
- 17.1. Общие сведения. ......................................................................................................... 79
- 17.2. Неупорядоченные и упорядоченные области значений
- компонентной ассоциации ЭЗ типа «ИЛИ»............................................................. 79
- 17.3. Применения конструкций типа «ИЛИ».................................................................... 80
- 17.3.1. Применение конструкций типа «ИЛИ/Н».......................................................... 80
- 17.3.2. Применение конструкций типа «ИЛИ/У».......................................................... 81
- 17.4. Создание и ликвидация ЭЗ типа «ИЛИ/Н». ............................................................. 81
- 18. Конструкции представления обобщённых знаний........................................................ 82
- 18.1. Условные обозначения, используемые при описании элементов знаний
- и образов...................................................................................................................... 82
- 18.2. Общие сведения. ......................................................................................................... 82
- 18.3. Виды конструкций представления обобщённых знаний........................................ 83
- 18.3.1. Фреймы. ................................................................................................................. 83
- 18.3.1.1. Предварительные замечания. ........................................................................ 83
- 18.3.1.2. Фреймы частные и общие.............................................................................. 83
- 18.3.1.3. Частные фреймы. ............................................................................................ 83
- 18.3.1.3.1. Общие сведения. ....................................................................................... 83
- 18.3.1.3.2. Фреймы типа «КРФ». ............................................................................... 84
- 18.3.1.3.3. Фреймы типа «КЗФ». ............................................................................... 86
- 18.3.1.3.4. Фреймы типа «ИФ». ................................................................................. 86
- 18.3.1.3.5. Фреймы типа «ИЧПФ»............................................................................. 87
- 18.3.1.3.6. Обобщение образов типа «ИЛИ/Н». ....................................................... 87
- 18.3.1.3.7. Порождающая способность частных фреймов...................................... 87
- 18.3.1.4. Общие фреймы................................................................................................ 88
- 18.3.1.4.1. Общие сведения. ....................................................................................... 88
18.3.1.4.2. Тип элемента знаний – идентификатора общего фрейма. .................... 88
- 18.3.1.4.3. Общие фреймы типа «КРФ».................................................................... 88
- 18.3.1.4.4. Общие фреймы типа «ИФ»...................................................................... 88
- 18.3.1.4.5. Порождающая способность общих фреймов......................................... 89
- 18.3.2. Мультифреймы. .................................................................................................... 89
- 18.3.2.1. Определение мультифрейма.......................................................................... 89
- 18.3.2.2. Способы порождения мультифреймов. ........................................................ 90
- 18.3.2.3. Типы мультифреймов..................................................................................... 90
- 18.3.2.4. Тип элемента знаний – идентификатора мультифрейма. ........................... 91
- 18.3.3. Общие мультифреймы. ........................................................................................ 91
- 18.4. Корректность обобщённых образов. ........................................................................ 92
- 18.4.1. Предварительные замечания. .............................................................................. 92
- 18.4.1.1. Семантическая и структурная корректность обобщённых образов. ......... 92
- 18.4.1.2. Обобщение как эквивалентное или правдоподобное преобразование. .... 92
- 18.4.1.3. Структурная корректность обобщённых образов. ...................................... 93
- 18.4.1.3.1. Структурная корректность фреймов. ..................................................... 93
- 18.4.1.3.2. Структурная корректность мультифреймов. ......................................... 94
- 18.5. Обобщённые образы. Заключение. ........................................................................... 96
- 18.5.1. Универсальность средств обобщения образов. ................................................. 96
- 18.5.2. Многоаспектность обобщения знаний. .............................................................. 96
- 18.5.3. Виды иерархий обобщённых образов. ............................................................... 96
- 18.5.4. Назначения обобщения и обобщённых образов................................................ 96
- 18.5.5. Соотношение обобщения и метапроцедуры аналогии. .................................... 98
- 19. Виды знаний в обучающихся системах.......................................................................... 99
- 19.1. Предварительные замечания. .................................................................................... 99
- 19.2. Знания априорные и приобретенные. ....................................................................... 99
- 19.3. Знания акцептированные и синтезированные. ...................................................... 100
- 19.4. Знания статические и сценарные, декларативные и процедурные...................... 100
- 19.5. Знания лингвистические и нелингвистические. .................................................... 101
- 19.6. Знания символьные и несимвольные...................................................................... 102
- 19.7. Знания однородные и комбинированные. .............................................................. 102
- 19.8. Виды сценариев. ....................................................................................................... 103
- 19.8.1. Сценарии и метапроцедуры............................................................................... 103
- 19.8.2. Сценарии априорные и приобретённые. .......................................................... 103
- 19.8.3. Сценарии мультипериферийные и понятийные. ............................................. 104
- 19.8.4. Сценарии наблюдаемые и выполнимые, однородные
- и комбинированные............................................................................................ 104
- 19.8.5. Сценарии акцептированные и синтезированные. ........................................... 106
- 19.8.6. Сценарии открытые и конечные. ...................................................................... 106
- 19.8.7. Сценарии действий и мыслительные сценарии............................................... 107
- 19.8.7.1. Наблюдаемые сценарии. .............................................................................. 107
- 19.8.7.2. Выполнимые сценарии. ............................................................................... 108
- 19.8.8. Операционное и мыслительное возбуждение выполнимых сценариев. ....... 109
- 19.8.9. Сценарии в системах без понятийного отдела памяти. .................................. 109
- 19.9. Конкретные и обобщённые знания. ........................................................................ 109
- 19.10. Семантические классы знаний. ............................................................................. 109
- 20. Представление знаний в разных отделах памяти. ....................................................... 110
- 20.1. Формы отображения реального мира. .................................................................... 110
- 20.2. Представление сенсорных знаний. ......................................................................... 110
- 20.3. Представление эффекторных знаний. .................................................................... 111
- 20.4. Представление мультипериферийных знаний....................................................... 112
- 20.4.1. Виды образов в мультипериферийном отделе памяти. .................................. 112
- 20.4.2. Функции мультипериферийного отдела памяти. ............................................ 112
- 20.4.3. Семантика терминальных и нетерминальных
элементов знаний мультипериферийного отдела памяти. ............................. 112
- 20.4.4. Мультипериферийные сценарии....................................................................... 113
- 20.4.4.1. Общие сведения. ........................................................................................... 113
- 20.4.4.2. Мультипериферийные сценарии действий. ............................................... 113
- 20.4.4.2.1. Мультипериферийные наблюдаемые сценарии действий.................. 113
- 20.4.4.2.2. Мультипериферийные выполнимые сценарии действий. .................. 114
- 20.4.4.3. Открытый мультипериферийный сценарий............................................... 114
- 20.4.5. Представление лингвистической информации в мультипериферийном
- отделе памяти...................................................................................................... 115
- 20.4.6. Соотношение периферийного и мультипериферийного отделов памяти..... 115
- 20.5. Представление понятийных знаний........................................................................ 117
- 20.5.1. Понятия в АПС. Предварительные сведения. ................................................. 117
- 20.5.2. Определение «понятия» в АПС и других научных направлениях. ............... 118
- 20.5.3. Терминальные понятия. ..................................................................................... 119
- 20.5.3.1. Тип элемента знаний, используемого в качестве
- терминального понятия................................................................................ 119
- 20.5.3.2. Забывание компонентов терминального понятия. .................................... 119
- 20.5.3.3. Терминальные понятии непроизводные и производные. ......................... 120
- 20.5.4. Понятийные производные образы. ................................................................... 121
- 20.5.4.1. Предварительные замечания. ...................................................................... 121
- 20.5.4.2. Декларативные понятийные образы. .......................................................... 121
- 20.5.4.3. Понятийные сценарии.................................................................................. 123
- 20.5.4.3.1. Предварительные замечания. ................................................................ 123
- 20.5.4.3.2. Понятийные сценарии открытый и конечный. .................................... 123
- 20.5.4.3.2.1. Открытый понятийный сценарий. .................................................. 123
- 20.5.4.3.2.2. Конечные сценарии. ......................................................................... 123
- 20.5.4.3.2.2.1. Наблюдаемые понятийные сценарии. ...................................... 123
- 20.5.4.3.2.2.2. Выполнимые понятийные сценарии......................................... 124
- 20.5.4.3.3. Средства выполнения процессов сознательного мышления.............. 124
- 20.5.5. Существует ли понятийный уровень представления знаний? ....................... 125
- 20.5.5.1. Постановка вопроса...................................................................................... 125
- 20.5.5.2. Внешние проявления наличия понятийного уровня
- представления знаний у человека. .............................................................. 125
- 20.5.5.3. Назначение понятийного отдела памяти.................................................... 125
- 20.5.6. Свойства понятий в АПС. .................................................................................. 127
- 20.5.7. Уровни представления знаний в понятийном отделе памяти. ....................... 127
- 21. Общая структура знаний и памяти обучающейся системы. ...................................... 129
- 21.1. Многоярусная структура знаний обучающейся системы..................................... 129
- 21.2. Память обучающейся системы как многоярусная иерархическая сеть. ............. 130
- 21.2.1. Сетевая структура памяти.................................................................................. 130
- 21.2.2. Основные свойства структуры памяти. ............................................................ 130
- 21.2.3. Ассоциативное расстояние между двумя элементами знаний....................... 130
- 21.2.4. Ярусы физические и логические. ...................................................................... 131
- Часть IV. Функционирование обучающейся системы.
Начальные сведения…………………………………………………………132
- 22. Процессы возбуждения и торможения в памяти системы. ........................................ 132
- 22.1. Входной и выходной потоки информации............................................................. 132
- 22.2. Макротакты. .............................................................................................................. 132
- 22.3. Регистрация входного и выходного потоков информации. ................................. 132
- 22.4. Процессы возбуждения и торможения элементов знаний. .................................. 132
- 22.5. Процессы возбуждения и торможения связей. ...................................................... 134
- 22.6. Понятие функционирования памяти обучающейся системы............................... 134
- 22.7. Ветви и мультиветви образов. ................................................................................. 134
- 22.8. Волны, мультиволны и суперволны возбуждения. ............................................... 134
22.9. Отправные, маршрутные и целевые точки волн возбуждения. ........................... 135
- 23. Обучающиеся системы: основная функция, основные процессы,
- режимы функционирования. ......................................................................................... 135
- 23.1. Основная функция обучающейся системы. ........................................................... 135
- 23.2. Основные процессы в памяти системы. ................................................................. 135
- 23.3. Основные виды реакций системы на побуждения. ............................................... 136
- 23.4. Режимы функционирования обучающейся системы. ........................................... 136
- 23.4.1. Общие сведения. ................................................................................................. 136
- 23.4.2. Операционное и мыслительное возбуждение сценариев. .............................. 136
- 23.4.3. Подсознательное и сознательное выполнение процессов
- мышления и действий. ....................................................................................... 137
- 23.4.3.1. Общие сведения. ........................................................................................... 137
- 23.4.3.2. Подсознательное и сознательное мышление. ............................................ 137
- 23.4.3.3. Подсознательное и сознательное выполнение действий.......................... 140
- 23.4.4. Режимы «Бодрствование» и «Сон» функционирования
- обучающейся системы. ...................................................................................... 141
- 23.4.5. Режимы и волны возбуждения. ......................................................................... 141
- 24. Основные метапроцедуры возбуждения элементов знаний....................................... 142
- 24.1. Общие сведения. ....................................................................................................... 142
- 24.1.1. Предварительные замечания. ............................................................................ 142
- 24.1.2. Афферентное, эфферентное и горизонтальное возбуждение. ....................... 142
- 24.1.2.1. Афферентное возбуждение.......................................................................... 142
- 24.1.2.2. Эфферентное возбуждение. ......................................................................... 142
- 24.1.2.3. Горизонтальное возбуждение...................................................................... 143
- 24.1.3. Клапанирование потоков информации между отделами памяти. ................. 143
- 24.1.3.1. Предварительные замечания. ...................................................................... 143
- 24.1.3.2. Клапанирование при афферентном возбуждении. .................................... 144
- 24.1.3.3. Клапанирование при эфферентном возбуждении. .................................... 146
- 24.2. Афферентное возбуждение...................................................................................... 147
- 24.2.1. Границы распространения афферентного возбуждения................................. 147
- 24.2.2. Виды афферентного возбуждения. ................................................................... 147
- 24.2.2.1. Внешнее и мыслительное афферентное возбуждение. ............................. 147
- 24.2.2.2. Полное и частичное афферентное возбуждение образов
- и элементов знаний....................................................................................... 148
- 24.2.2.2.1. Афферентное возбуждение конкретных образов. ............................... 148
- 24.2.2.2.2. Афферентное возбуждение обобщённых образов. ............................. 149
- 24.2.3. Внешнее афферентное возбуждение. ............................................................... 149
- 24.2.3.1. Назначение внешнего афферентного возбуждения. ................................. 149
- 24.2.3.1.1. Общие сведения. ..................................................................................... 149
- 24.2.3.1.2. Распознавание СРМ и классов СРМ. .................................................... 149
- 24.2.3.1.3. Композиция конкретных образов. ........................................................ 150
- 24.2.3.1.4. Инициация процессов мышления и выполнения действий................ 150
- 24.2.3.1.5. Интеграция символьно-логического и образного мышления. ........... 150
- 24.2.3.2. Внешнее афферентное возбуждение в различных отделах памяти......... 151
- 24.2.4. Мыслительное афферентное возбуждение. ..................................................... 152
- 24.2.5. Инициирующие и остаточные компоненты и связи образа
- при афферентном возбуждении. ....................................................................... 152
- 24.3. Эфферентное возбуждение. ..................................................................................... 153
- 24.3.1. Предварительные замечания. ............................................................................ 153
- 24.3.2. Виды эфферентного возбуждения. ................................................................... 153
- 24.3.2.1. Предварительные замечания. ...................................................................... 153
- 24.3.2.2. Режимы возбуждения. .................................................................................. 153
- 24.3.2.2.1. Плоскости классификации режимов эфферентного возбуждения. ... 153
- 24.3.2.2.2. Операционное и мыслительное эфферентное возбуждение. ............. 153
24.3.2.2.3. Подсознательное и сознательное эфферентное возбуждение............ 153
- 24.3.2.2.4. Самостоятельное, компонентное и отражённое
- эфферентное возбуждение. .................................................................... 154
- 24.3.2.3. Полное и частичное эфферентное возбуждение. ...................................... 154
- 24.3.3. Операционное и мыслительное эфферентное возбуждение. ......................... 155
- 24.3.3.1. Предварительные замечания. ...................................................................... 155
- 24.3.3.2. Операционное эфферентное возбуждение. ................................................ 155
- 24.3.3.2.1. Общие сведения. ..................................................................................... 155
- 24.3.3.2.2. Метапроцедуры операционного эфферентного возбуждения. .......... 155
- 24.3.3.2.3. Регулировка скорости и интенсивности выполнения действия......... 156
- 24.3.3.2.4. Композиция образов при эфферентном возбуждении. ....................... 156
- 24.3.3.2.5. Порядок операционного эфферентного возбуждения
- компонентов образа................................................................................ 156
- 24.3.3.3. Мыслительное эфферентное возбуждение. ............................................... 157
- 24.3.3.3.1. Общие сведения. ..................................................................................... 157
- 24.3.3.3.2. Назначение мыслительного эфферентного возбуждения................... 157
- 24.3.3.3.3. Метапроцедуры мыслительного эфферентного возбуждения. .......... 158
- 24.3.3.3.4. Порядок мыслительного эфферентного возбуждения
- компонентов образа................................................................................ 158
- 24.3.4. Эфферентное возбуждение обобщённых образов........................................... 158
- 24.3.5. Эфферентное возбуждение элемента знаний по нескольким
- восходящим связям одновременно. ................................................................. 158
- 24.3.6. Использование эфферентного возбуждения для управления
- сценариями действий. ........................................................................................ 159
- 24.3.7. Инициирующие и остаточные компоненты и связи образа
- при эфферентном возбуждении. ....................................................................... 159
- 24.4. Величины, характеризующие текущее состояние элементов знаний
- и системы в целом. ................................................................................................... 159
- 24.4.1. Предварительные замечания. ............................................................................ 159
- 24.4.2. Степень возбуждения элемента знаний. .......................................................... 160
- 24.4.2.1. Общие сведения. ........................................................................................... 160
- 24.4.2.2. Степень афферентного возбуждения.......................................................... 160
- 24.4.2.2.1. Степень афферентного возбуждения идентификатора
- конкретного образа................................................................................. 160
- 24.4.2.2.2. Степень афферентного возбуждения идентификатора
- обобщённого образа. .............................................................................. 161
- 24.4.2.3. Степень эфферентного возбуждения.......................................................... 161
- 24.4.3. Оценки. ................................................................................................................ 162
- 24.4.4. Уровень возбуждения системы. ........................................................................ 162
- 24.4.5. Проводимости связей. ........................................................................................ 163
- 24.4.5.1. Предварительные замечания. ...................................................................... 163
- 24.4.5.2. Общие сведения. ........................................................................................... 163
- 24.4.5.3. Модификация проводимостей связей......................................................... 163
- 24.4.6. Уровень возбуждения элемента знаний. .......................................................... 165
- 24.4.6.1. Общие сведения. ........................................................................................... 165
- 24.4.6.2. Возбуждение элементов знаний.................................................................. 165
- 24.4.6.2.1. Уровень афферентного возбуждения элемента знаний. ..................... 165
- 24.4.6.2.1.1. Уровень афферентного возбуждения внешнего
- терминального элемента знаний. .................................................... 165
- 24.4.6.2.1.2. Уровень афферентного возбуждения ЭЗ типа «КР». .................... 166
- 24.4.6.2.1.3. Уровень афферентного возбуждения ЭЗ типа «И». ...................... 167
- 24.4.6.2.1.4. Уровень возбуждения ЭЗ типа «ИЧП»........................................... 167
- 24.4.6.2.1.5. Уровень возбуждения обобщённого образа. ................................. 167
- 24.4.6.2.2. Уровень эфферентного возбуждения элемента знаний. ..................... 167
24.4.6.2.3. Уровень эфферентного возбуждения эффекторов. ............................. 167
- 24.4.6.3. Торможение элементов знаний. .................................................................. 167
- 24.4.6.3.1. Принудительное торможение элементов знаний. ............................... 167
- 24.4.6.3.2. Свободное торможение элементов знаний.#
Поствозбужденное состояние элементов знаний. ............................... 167
- 24.4.6.3.3. Торможение при афферентном возбуждении образа.......................... 168
- 24.4.6.3.4. Торможение при эфферентном возбуждении образа.......................... 169
- 24.4.6.4. Назначение уровней возбуждения элементов знаний............................... 169
- 24.4.7. Приоритеты элементов знаний.......................................................................... 169
- 24.4.7.1. Общие сведения. ........................................................................................... 169
- 24.4.7.2. Метапроцедуры модификации приоритетов элементов знаний. ............. 170
- 24.4.7.2.1. Повышение приоритетов элементов знаний........................................ 170
- 24.4.7.2.1.1. Метапроцедура повышения приоритета элементов знаний......... 170
- 24.4.7.2.1.2. При каких условиях повышается приоритет элемента знаний? .. 171
- 24.4.7.2.2. Снижение приоритетов элементов знаний.#
Метапроцедура забывания..................................................................... 172
- 24.4.7.3. Приоритеты обобщённых образов. ............................................................. 172
- 24.4.7.4. Приоритеты «особых» элементов знаний. ................................................. 172
- 24.4.7.5. Назначение аппарата приоритетов образов
- и метапроцедуры забывания........................................................................ 173
- 24.4.8. Взаимосвязь величин, характеризующих состояние ЭЗ
- и памяти системы. ............................................................................................. 174
- 24.4.8.1. Взаимосвязь афферентной и эфферентной проводимостей
- одной связи.................................................................................................... 174
- 24.4.8.2. Степень и уровень возбуждения ЭЗ. .......................................................... 174
- 24.4.8.3. Приоритет и уровень возбуждения элемента знаний. .............................. 174
- 24.4.8.4. Приоритеты ЭЗ и проводимости связей. .................................................... 175
- 24.4.8.4.1. Постановка вопроса................................................................................ 175
- 24.4.8.4.2. Проводимости связей. ............................................................................ 175
- 24.4.8.4.3. Приоритеты элементов знаний.............................................................. 175
- 24.4.8.4.4. Заключительные замечания. .................................................................. 176
- 24.4.8.5. Общая схема взаимосвязи величин. ........................................................... 176
- 24.4.8.6. Синхронизация процессов возбуждения оценок, повышения
- уровней возбуждения системы и ЭЗ. .......................................................... 176
- 24.4.9. Передача степеней и уровней возбуждения между элементами знаний. ..... 177
- 24.5. Альтернативные множества. ................................................................................... 177
- 24.5.1. Понятия альтернативного множества ЭЗ. ........................................................ 177
- 24.5.2. Альтернативное множество на базе уровней внешнего
- афферентного возбуждения (АМ/УВАВ). ....................................................... 177
- 24.5.2.1. Формирование АМ/УВАВ. .......................................................................... 177
- 24.5.2.2. Назначение АМ/УВАВ................................................................................. 179
- 24.5.2.3. Выбор ЭЗ из АМ/УВАВ. .............................................................................. 179
- 24.5.3. Альтернативное множество на базе уровней мыслительного
- афферентного возбуждения............................................................................... 180
- 24.5.4. Альтернативное множество ЭЗ на базе уровней
- мыслительного эфферентного возбуждения....................................................
181
- 24.5.5. Альтернативное множество на базе оценок образов. ..................................... 181
- 24.5.6. Альтернативные множества на базе приоритетов ЭЗ. .................................... 183
- 24.5.7. Альтернативные множества потенциальных побуждений............................. 184
- 24.5.8. Альтернативные множества целей. .................................................................. 184
- 24.5.9. Альтернативное множество потенциальных решений. .................................. 184
- 24.5.10. Типы элементов знаний – компонентов альтернативных множеств........... 184
- 24.6. Горизонтальное возбуждение.................................................................................. 184
- 24.6.1. Виды горизонтального возбуждения. ............................................................... 184
24.6.1.1. Горизонтальное возбуждение одного образа и цепочки образов. ........... 184
- 24.6.1.2. Операционное и мыслительное горизонтальное
возбуждение комбинированных образов. ......................................................................... 185
- 24.6.1.3. Подсознательное и сознательное горизонтальное возбуждение. ............ 186
- 24.6.2. Инициация процессов горизонтального возбуждения. .................................. 186
- 24.6.3. Операционное горизонтальное возбуждение сценариев. ............................... 186
- 24.6.3.1. Общие сведения. ........................................................................................... 186
- 24.6.3.2. Метапроцедуры операционного горизонтального возбуждения
- сценариев действий. ..................................................................................... 187
- 24.6.4. Мыслительное горизонтальное возбуждение образов.................................... 188
- 24.6.4.1. Общие сведения. ........................................................................................... 188
- 24.6.4.2. Подсознательное и сознательное мыслительное горизонтальное возбуждение (ПМГВ и СМГВ).................................................................... 188
- 24.6.4.3. Общая схема мыслительного горизонтального возбуждения.................. 188
- 24.6.4.4. Виды образов, в среде которых может протекать мыслительное горизонтальное возбуждение. ..................................................................... 188
- 24.6.4.5. Метапроцедуры и режимы мыслительного
- горизонтального возбуждения. ................................................................... 189
- 24.6.4.6. Метапроцедуры подсознательного мыслительного
- горизонтального возбуждения. ................................................................... 189
- 24.6.4.6.1. Длина волны подсознательного мыслительного
- горизонтального возбуждения. ............................................................. 189
- 24.6.4.6.2. Обзорное подсознательное мыслительное
- горизонтальное возбуждение (ПМГВ-О). ............................................ 189
- 24.6.4.6.2.1. Назначение ПМГВ-О. ...................................................................... 189
- 24.6.4.6.2.2. Процессы возбуждения в ходе ПМГВ-О........................................ 190
- 24.6.4.6.2.3. Проблема. .......................................................................................... 190
- 24.6.4.6.3. Маршрутное подсознательного мыслительного горизонтального возбуждения при наличии цели (ПМГВ-Ц). ........................................ 192
- 24.6.4.6.3.1. Общие сведения. ............................................................................... 192
- 24.6.4.6.3.2. Возможные схемы реализации метапроцедуры ПМГВ-Ц............ 192
- 24.6.4.6.3.2.1. Предварительные замечания. .................................................... 192
- 24.6.4.6.3.2.2. Однонаправленный поиск. ........................................................ 192
- 24.6.4.6.3.2.3. Двунаправленный поиск. ........................................................... 194
- 24.6.4.6.3.2.4. Оценка схем поиска маршрутов................................................ 195
- 24.6.4.6.3.3. Построение образа решения. ........................................................... 196
- 24.6.4.6.4. Прогностическое подсознательное мыслительное горизонтальное возбуждение (ПМГВ-П)......................................................................... 196
- 24.6.4.7. Метапроцедуры сознательного мыслительного
- горизонтального возбуждения. ................................................................... 196
- 24.6.4.7.1. Общая схема сознательного мыслительного
- горизонтального возбуждения. ............................................................. 196
- 24.6.4.7.2. Метапроцедура прогностического сознательного мыслительного горизонтального возбуждения (СМГВ-П). .......................................... 197
- 24.6.4.7.2.1. Общая схема функционирования метапроцедуры СМГВ-П........ 197
- 24.6.4.7.2.2. Возможно ли выполнение сознательного мышления
- средствами только метапроцедуры СМГВ-П? .............................. 198
- 24.6.4.7.3. Метапроцедура операционного горизонтального возбуждения
- мыслительных сценариев (ОГВ-СМ). .................................................. 200
- 24.6.4.7.4. Мыслительные процессы и диспетчер. ................................................ 201
- 24.6.4.7.5. Взаимодействие метапроцедур СМГВ-П и ОГВ-СМ. ........................ 201
- 24.6.4.7.6. Отличие мыслительного процесса, выполняемого
- под управлением метапроцедуры СМГВ-П,
- от процесса, выполняемого под управлением
мыслительного сценария. ...................................................................... 202
- 24.6.4.7.7. Завершение сознательного мыслительного
- горизонтального возбуждения. ............................................................. 202
- 24.6.4.8. Уровни возбуждения и приоритеты ЭЗ при выполнении
- некоторых метапроцедур ПМГВ................................................................. 202
- 24.6.4.9. Метапроцедура общего управления мыслительными процессами. ........ 202
- 25. Тактирование и синхронизация процессов функционирования
- обучающейся системы. .................................................................................................. 203
- 25.1. Предварительные замечания. .................................................................................. 203
- 25.2. Макротакты, микротакты и нанотакты. ................................................................. 203
- 25.3. Необходимость в квантовании процессов функционирования
- обучающейся системы. ............................................................................................ 203
- 25.4. Общий подход к тактированию процессов в памяти системы. ........................... 204
- 25.5. Последовательная и параллельная схемы обработки
- компонентов макрокадра. ........................................................................................ 205
- 25.5.1. Последовательная и параллельная схемы в сенсорных подсистемах
- при внешнем афферентном возбуждении. ....................................................... 205
- 25.5.1.1. Общие сведения. ........................................................................................... 205
- 25.5.1.2. Основные черты последовательной схемы. ............................................... 205
- 25.5.1.3. Основные черты параллельной схемы. ...................................................... 206
- 25.5.2. Сравнение последовательной и параллельной схем. ...................................... 207
- 25.5.3. Последовательная и параллельная схемы в прочих подсистемах
- и отделах памяти. ............................................................................................... 207
- 25.5.4. Оценка частоты следования макротактов. ....................................................... 207
- 25.6. Микротакты и нанотакты. ....................................................................................... 208
- 25.7. Тактовые генераторы в памяти ОС......................................................................... 208
- 25.8. Согласование направлений одновременно проходящих волн возбуждения
- разных режимов. ....................................................................................................... 209
- 26. Параллелизм работы памяти системы. ......................................................................... 209
- 26.1. Параллелизм на уровне ЭЗ. ..................................................................................... 209
- 26.2. Параллелизм на уровне отделов памяти. ............................................................... 209
- Часть V. Метасредства, априорные знания и когнитивные средства
обучающейся системы…………………………………………………………211
- 27. Метасредства................................................................................................................... 211
- 27.1. Параметры, характеризующие текущее состояние системы
- и элементов знаний................................................................................................... 211
- 27.2. Метаэлементы в памяти обучающейся системы. .................................................. 211
- 27.2.1. Узлы и связи АПС. ............................................................................................. 211
- 27.2.2. Метаэлементы управления процессами, притекающими
- в памяти системы................................................................................................ 211
- 27.2.2.1. Предварительные замечания. ...................................................................... 211
- 27.2.2.2. Метаэлементы-индикаторы. ........................................................................ 212
- 27.2.2.3. Метаэлементы-контроллеры. ...................................................................... 213
- 27.2.2.3.1. Котроллеры управления процессами возбуждения ЭЗ....................... 213
- 27.2.2.3.2. Контроллеры управления множествами элементов знаний. .............. 214
- 27.2.2.3.3. Контроллеры манипулирования образами в памяти ОС. ................... 214
- 27.2.2.3.4. Контроллеры управления клапанами между отделами памяти. ........ 214
- 27.2.2.4. Производные (приобретённые) управляющие элементы. ........................ 214
- 27.2.2.5. Применение управляющих метаэлементов................................................ 215
- 27.2.2.6. Управляющие сценарии............................................................................... 215
- 27.3. Метапроцедуры......................................................................................................... 216
- 28. Априорные знания обучающейся системы. Приобретённые знания,
- базирующиеся на априорных знаниях.......................................................................... 216
- 28.1. Общие сведения. ....................................................................................................... 216
28.2. Оценки элементов знаний и образов. ..................................................................... 217
- 28.2.1. Общие сведения. ................................................................................................. 217
- 28.2.2. Виды оценок........................................................................................................ 217
- 28.2.2.1. Оценки положительные и отрицательные. ................................................ 217
- 28.2.2.2. Оценки априорные и приобретённые. ........................................................ 217
- 28.2.2.2.1. Предварительные замечания. ................................................................ 217
- 28.2.2.2.2. Априорные оценки. ................................................................................ 218
- 28.2.2.2.3. Приобретённые оценки. ......................................................................... 218
- 28.2.2.3. Оценки образные и пороговые. ................................................................... 218
- 28.2.2.3.1. Предварительное замечание. ................................................................. 218
- 28.2.2.3.2. Оценки образные. ................................................................................... 218
- 28.2.2.3.2.1. Общие сведения. ............................................................................... 218
- 28.2.2.3.2.2. Примеры априорных образных оценок. ......................................... 219
- 28.2.2.3.3. Оценки пороговые. ................................................................................. 219
- 28.2.2.4. Оценки невербальные и вербальные. ......................................................... 220
- 28.2.2.5. Оценки мультипериферийные и понятийные............................................ 220
- 28.2.2.6. Оценки операционные и прогностические. ............................................... 220
- 28.2.3. Функции оценок в обучающихся системах. .................................................... 220
- 28.2.3.1. Функции априорных оценок........................................................................ 220
- 28.2.3.1.1. Реализация глобальной и локальных целей функционирования обучающейся системы. .......................................................................... 220
- 28.2.3.1.2. Аппараты экстренной и ординарной сигнализации............................ 221
- 28.2.3.1.3. Селекция сущностей реального мира. .................................................. 221
- 28.2.3.1.4. Побуждения к выполнению размышлений или действий. ................. 221
- 28.2.3.1.5. Образы с оценками как целевые образы. ............................................. 221
- 28.2.3.1.6. Оценки как когнитивные средства. ...................................................... 222
- 28.2.3.1.7. Определение приращения приоритетов ЭЗ. ........................................ 222
- 28.2.3.1.8. Прогнозирование развития текущей ситуации.................................... 222
- 28.2.3.1.9. Поиск решений и планирование деятельности.................................... 223
- 28.2.3.1.10. Оценка качества функционирования обучающейся системы. ......... 223
- 28.2.4. Относительность априорных оценок. Динамика априорных оценок............ 223
- 28.2.5. Механизм оценок................................................................................................ 224
- 28.2.5.1. Предварительное замечание. ....................................................................... 224
- 28.2.5.2. Центры поощрения и наказания. Множества оценочных элементов...... 224
- 28.2.5.3. Образные оценочные сценарии................................................................... 225
- 28.2.5.3.1. Априорные образные оценочные сценарии. ........................................ 225
- 28.2.5.3.1.1. Схема априорного образного оценочного сценария. .................... 225
- 28.2.5.3.1.1.1. Общие сведения. ......................................................................... 225
- 28.2.5.3.1.1.2. Инициирующие образы. ............................................................ 226
- 28.2.5.3.1.1.3. Оценочные элементы. ................................................................ 226
- 28.2.5.3.1.1.4. Детерминированность оценочных сценариев
- и их компонентов........................................................................ 226
- 28.2.5.3.1.2. Схема возбуждения образного оценочного сценария................... 227
- 28.2.5.3.1.3. Запись образной оценки в мультисенсорный макрокадр. ............ 228
- 28.2.5.3.1.4. Оценки образов, уровни возбуждения центров поощрения
- и наказания, уровень возбуждения системы.................................. 228
- 28.2.5.3.2. Приобретённые образные оценочные сценарии. ................................ 228
- 28.2.5.3.3. Заключительные замечания. .................................................................. 229
- 28.2.5.4. Пороговые оценочные сценарии................................................................. 230
- 28.2.5.4.1. Общие сведения. ..................................................................................... 230
- 28.2.5.4.2. Схема пороговых оценочных сценариев.............................................. 231
- 28.2.5.4.3. Множество оценочных элементов. ....................................................... 231
- 28.2.5.4.4. Схема возбуждения порогового оценочного сценария. ..................... 231
- 28.2.5.4.5. Запись пороговой оценки в мультисенсорный макрокадр. ................ 232
28.2.5.4.6. Реализация............................................................................................... 232
- 28.2.5.4.7. Заключение.............................................................................................. 232
- 28.2.5.5. О терминах «оценка » и «оценочный сценарий». ..................................... 233
- 28.2.5.6. Замечание относительно типа образа оценочного сценария.................... 233
- 28.2.5.7. Событийные и социальные оценки............................................................. 233
- 28.2.5.8. Осознание оценки системой. ....................................................................... 237
- 28.3. Рефлексы и инстинкты............................................................................................. 237
- 28.4. Сценарии обеспечения жизнедеятельности системы. .......................................... 237
- 28.5. Стереотипы поведения и эмоции. ........................................................................... 237
- 29. Когнитивные средства обучающихся систем. ............................................................. 238
- 29.1. Предварительные замечания. Уровни когнитивных средств............................... 238
- 29.2. Когнитивные метасредства...................................................................................... 239
- 29.2.1. Общие сведения. ................................................................................................. 239
- 29.2.2. Когнитивные метапроцедуры............................................................................ 239
- 29.2.2.1. Общие сведения. ........................................................................................... 239
- 29.2.2.2. Метапроцедуры извлечения знаний из входного и выходного
- потоков информации. ................................................................................... 239
- 29.2.2.3. Метапроцедура забывания........................................................................... 240
- 29.2.2.4. Метапроцедуры извлечения знаний из образов, хранящихся
- в памяти системы.......................................................................................... 240
- 29.2.2.4.1. Общие метапроцедуры порождения образов....................................... 240
- 29.2.2.4.1.1. Предварительные замечания. .......................................................... 240
- 29.2.2.4.1.2. Метапроцедура декомпозиции образов.......................................... 240
- 29.2.2.4.1.3. Метапроцедуры обобщения образов. ............................................. 242
- 29.2.2.4.1.4. Метапроцедуры конкретизации обобщённых образов. ................ 242
- 29.2.2.4.1.5. Метапроцедура порождения образов по аналогии........................ 242
- 29.2.2.4.2. Метапроцедуры порождения выполнимых сценариев. ...................... 242
- 29.2.2.5. Метапроцедура догадки. .............................................................................. 243
- 29.2.2.6. Метапроцедуры формирования понятий и понятийных образов. ........... 243
- 29.2.2.7. Способы инициации метапроцедур. ........................................................... 243
- 29.3. Приоритеты элементов знаний и оценки образов. ................................................ 244
- 29.4. Когнитивные средства уровня знаний.................................................................... 244
- 30. Приобретение сценариев действий и мышления. ....................................................... 244
- Часть VI. Мышление, поиск решений и выполнение действий……………………246
- 31. Общие сведения. ............................................................................................................. 246
- 31.1. Основные компоненты процесса функционирования обучающихся систем. .... 246
- 31.2. Мышление, поиск решений и когнитивные процессы. ........................................ 246
- 31.3. Основная задача, которую решает обучающаяся система
- в ходе своего функционирования. .......................................................................... 246
- 31.4. Средства выполнения мыслительных процессов и управления ими. ................. 246
- 31.5. Уровни представления знаний, вовлекаемые в мыслительные процессы. ......... 246
- 32. Поиск решений. .............................................................................................................. 247
- 32.1. Виды поиска решений.............................................................................................. 247
- 32.2. Этапы поиска решений. ........................................................................................... 247
- 32.3. Поиск готовых и синтез новых образов решений. ................................................ 248
- 33. Подсознательное мышление.......................................................................................... 248
- 33.1. Маршруты волн ПМГВ и образы решений............................................................ 248
- 33.2. Поиск решений на основании анализа последовательности фрагментов
- входного потока информации. ................................................................................ 249
- 33.3. Ограничение числа рассматриваемых вариантов. ................................................ 250
- 33.4. Оценка найденных решений.................................................................................... 250
- 34. Сознательное мышление................................................................................................ 251
- 35. Побуждения, отправные, целевые и маршрутные ЭЗ. ................................................ 252
- 35.1. Общие сведения. ....................................................................................................... 252
35.2. Побуждения............................................................................................................... 252
- 35.2.1. Предварительные замечания. ............................................................................ 252
- 35.2.2. Побуждения, идентифицируемые средствами подсознания.......................... 253
- 35.2.2.1. Виды побуждений. ....................................................................................... 253
- 35.2.2.1.1. Побуждения образные и ситуативные.................................................. 253
- 35.2.2.1.2. Статические и динамические образы как побуждения....................... 253
- 35.2.2.1.3. Побуждения потенциальные и актуальные. ........................................ 253
- 35.2.2.1.4. Побуждения, требующие реакций разных видов. ............................... 253
- 35.2.2.1.4.1. Предварительное замечание. ........................................................... 253
- 35.2.2.1.4.2. Побуждения, требующие немедленной, экстренной
- и ординарной реакции системы. ..................................................... 253
- 35.2.2.1.4.3. Побуждения, требующие реакций различных
- функциональных видов.................................................................... 253
- 35.2.2.2. Образные побуждения. ................................................................................ 254
- 35.2.2.2.1. Виды образных побуждений. ................................................................ 254
- 35.2.2.2.1.1. Образы с оценками. .......................................................................... 254
- 35.2.2.2.1.1.1. Предварительное замечание. ..................................................... 254
- 35.2.2.2.1.1.2. Побуждения – образы с отрицательными оценками............... 254
- 35.2.2.2.1.1.3. Побуждения – образы с положительными оценками. ............ 254
- 35.2.2.2.1.1.4. Образы, вызывающие интерес системы. .................................. 255
- 35.2.2.2.1.2. Образы без оценок............................................................................ 255
- 35.2.2.2.1.2.1. Общие сведения. ......................................................................... 255
- 35.2.2.2.1.2.2. Причины нераспознавания СРМ............................................... 255
- 35.2.2.2.1.2.3. Уровень интереса, которые вызывают
- побуждения без оценок. ............................................................. 256
- 35.2.2.2.1.2.4. Идентификация вновь созданных конкретных образов,
- вызывающих интерес системы................................................. 257
- 35.2.2.2.1.3. Образы с высокими приоритетами как побуждения..................... 258
- 35.2.2.2.2. Внимательное восприятие сенсорной информации............................ 259
- 35.2.2.2.3. Критерии сопоставления образных побуждений разных видов. ....... 260
- 35.2.2.3. Ситуативные побуждения............................................................................ 260
- 35.2.2.4. Побуждения операционные, прогностические и фоновые....................... 261
- 35.2.2.5. Побуждения, требующие немедленной, экстренной
- и ординарной реакции.................................................................................. 262
- 35.2.2.5.1. Допустимое время реакции системы. ................................................... 262
- 35.2.2.5.2. Применение средств подсознания или сознания
- в зависимости от допустимого времени реакции на побуждение. .... 263
- 35.2.2.5.3. Побуждения, требующие немедленной реакции................................. 263
- 35.2.2.5.4. Побуждения, требующие экстренной реакции.................................... 264
- 35.2.2.5.4.1. Общие сведения. ............................................................................... 264
- 35.2.2.5.4.2. Виды образов, которые могут выступать в качестве побуждений,
- требующих экстренной реакции системы........................................................... 264
- 35.2.2.5.5. Побуждения, требующие ординарной реакции системы. .................. 265
- 35.2.2.5.6. Динамика величин оценок побуждений
- в непрерывной последовательности макрокадров. ............................. 265
- 35.2.2.6. Критерии выбора из числа потенциальных побуждений
- актуального побуждения. ............................................................................ 266
- 35.2.2.7. Порядок обработки потенциальных побуждений. .................................... 267
- 35.2.2.7.1. Предварительные замечания. ................................................................ 267
- 35.2.2.7.2. Общий порядок обработки побуждений. ............................................. 267
- 35.2.2.7.3.
Последовательность обработки побуждений
- разных уровней актуальности. .............................................................. 268
- 35.2.2.7.3.1. Обработка побуждений, требующих
- немедленной реакции системы. ...................................................... 268
35.2.2.7.3.2. Обработка побуждений, требующих
- экстренной реакции системы. ......................................................... 268
- 35.2.2.7.3.3. Обработка побуждений, требующих
- ординарной реакции системы. ........................................................ 269
- 35.2.2.7.4. Включение образов в альтернативное множество побуждений
- и исключение их из этого множества. .................................................. 270
- 35.2.3. Побуждения, идентифицируемые средствами сознания. ............................... 270
- 35.3. Отправные (стартовые) ЭЗ. ..................................................................................... 272
- 35.4. Цели. .......................................................................................................................... 272
- 35.4.1. Идентификация целей средствами подсознания. ............................................ 272
- 35.4.1.1. Предварительные замечания. ...................................................................... 272
- 35.4.1.2. Цели потенциальные и актуальные. ........................................................... 272
- 35.4.1.3. Соотношение целей и побуждений............................................................. 272
- 35.4.1.4. Образы, выступающие в роли целей. ......................................................... 272
- 35.4.1.5. Формулировка целей как результат мышления......................................... 273
- 35.4.1.6. Цели в случае побуждений, требующих
- немедленной реакции системы. .................................................................. 273
- 35.4.1.7. Идентификация актуальной цели. .............................................................. 273
- 35.4.2. Идентификация целей средствами сознания. .................................................. 273
- 36. Выполнение действий. ................................................................................................... 274
- 36.1. Предварительное замечание. ................................................................................... 274
- 36.2. Реакции системы на побуждения. ........................................................................... 274
- 36.3. Возобновление прерванных и инициация отложенных процессов. .................... 275
- 36.3.1. Возобновление прерванных процессов. ........................................................... 275
- 36.3.1.1. Причины прерывания процессов. ............................................................... 275
- 36.3.1.2. Механизмы возобновления прерванных процессов. ................................ 275
- 36.3.1.2.1. Основания для возобновления прерванных процессов. ..................... 275
- 36.3.1.2.2. Процессы, возобновляемые средствами подсознания и сознания. ... 275
- 36.3.1.2.3. Возобновление прерванных процессов при наличии
- и отсутствии побуждений. ..................................................................... 275
- 36.3.1.2.4. Прочие аспекты возобновления прерванных процессов. ................... 276
- 36.3.1.2.5. Идентификация прерванных процессов. .............................................. 276
- 36.3.2. Инициация отложенных процессов. ................................................................. 277
- 36.3.3. Возможные действия системы в случае отказа от возобновления
- прерванных и инициации отложенных процессов. ......................................... 277
- Информационно-логические биоморфные системы, Литература
- Условные обозначения…………………………………………………………………..278
- ●Операции на ассоциациях. ................................................................................................ 278
- ●Синтаксис описателей образов ......................................................................................... 278
- ●Принадлежность элемента знаний тому или иному отделу памяти. ............................ 278
- ●Описание схем возбуждения образов и их цепочек. ...................................................... 279
- ●Обозначения альтернативных множеств. ........................................................................ 279
- ●Обозначения, используемые в примерах. ........................................................................ 279
- Аббревиатуры……………………………..…………………..…………………………..280
- Литература………………………………………………………………….……………..283
Джерело:
http://ilbs.ucoz.com/